Работников к выбору

ОТНОШЕНИЯ АВТОКРАТИИ Корпоративный тип культуры ОТНОШЕНИЯ "ДОКТОР-ПАЦИЕНТ" Консультативный тип культуры средств для достижения поставленных целей Высокая   ОТНОШЕНИЯ АВТОНОМИИ "Партизанский" тип культуры   ОТНОШЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ Предпринимательский тип культуры 4

Степень привлечения работников к установлению целей

в группе/организации

Низкая Высокая

1 - Традиционно управляемая корпорация с централизованной структурой

2 - Институты социальных и других услуг

3 - Кооперативы, творческие союзы, клубы

4 - - Группы и организации, устанавливаемые по "целям" или по результатам

компании со структурой "перевёрнутой пирамиды"

Рисунок 2.6 - Типы культур как отношение власти в группе/организации (по Акоффу)

Типология М. Бурке. Этот учёный выделил восемь типов организационной культуры. Параметры для анализа: взаимодействие с внешней средой, размер и структура организации, мотивация персонала (таблица 2.6).

Таблица 2.6 – Типы культур по М.Бурке

  Тип культуры Параметры культуры
Взаимодействие с внешней средой Размер и структура организации Мотивация персонала Примечания
1. Культура «оранжереи» Не интересуется изменениями внешней среды Бюрократическая система Персонал слабо мотивирован Характерна для госпредприятий, конформизм, анонимность отношений
2. Культура «собирателей колосков» Стратегия зависит от случая Мелкие и средние предприятия, структура архаична. Функции распылены Персонал слабо мотивирован Уважение к руководству – основа системы ценностей
3. Культура «огорода» Стремление сохранить доминирующие позиции на традиционном рынке Пирамидальная структура Низкая Используют испытанные в прошлом модели с внесением в них минимума изменений
4. Культура «французского сада» То же Крупные предприятия, бюрократическая система К людям относятся как к винтикам, необходимым для функциониро-вания системы Несколько изменённый вариант «огорода» (например, IBM)
5. Культура «крупных плантаций» Постоянное приспособление к изменениям окружения Крупные предприятия, имеющие 3–4 иерархических уровня Степень мотивации достаточно высокая Поощряется гибкость персонала
6. Культура «лианы» Ориентация каждого работника на требования рынка Сокращённый до минимума управленческий аппарат Высокая Широкое использование информатики
7. Модель «косяка рыб» Высокая ориентация на изменения рынка. Гибкость, маневренность Структура и поведение организации изменяются в соответствии с изменениями рынка Высокая Особые требования к интеллектуальной гибкости персонала
8. Культура «кочующей орхидеи» Исчерпав возможности одного рынка, переходят к другому Неформальная, постоянно меняющаяся структура. Ограниченное количество работников Относительно низкая Цель – предложить единственный в своём роде товар (рекламные агентства, консультационные фирмы)

Типология У. Оучи. Крупнейший американский специалист в области управления У. Оучи предложил свой вариант типологии организаций, который базируется на различиях в регуляции взаимодействий и отношений. По Оучи существует три наиболее распространенных типа культуры: рыночная, бюрократическая, клановая.

Рыночная культура базируется на господстве стоимостных отношений. Руководство и персонал такого типа организаций ориентируется главным образом на рентабельность.

Бюрократическая культура основывается главным образом на системе власти, осуществляющей регламентацию всей деятельности предприятия в форме правил, инструкций и процедур.

Клановая культура – элемент неформальных организаций и является дополнением к двум вышеуказанным. Люди в такой организации объединены какой-либо разделяемой всеми системой ценностей.

Типология Ф. Клукхона и Ф. Л. Штротбека. Ф. Клукхон и Ф. Л. Штротбек, а позднее и Г. Лейн, Дж. Дистефано, Н. Адлер изучали культурные ориентации руководителей и сотрудников фирм разных стран и их значение для менеджмента.

Как представлено в таблице 2.7 для измерения культурных различий Ф. Клукхон и Ф. Л. Штротбек использовали шесть параметров:

· личностные качества людей;

· их отношение к природе и к миру;

· их отношение к другим людям;

· ориентацию в пространстве;

· ориентацию во времени;

· ведущий тип деятельности.

Таблица 2.7 – Типология организационной культуры по шести параметрам

Параметры культуры Варианты ценностных ориентаций
Восприятие личности Человек хороший В человеке есть хорошее и плохое Человек плохой
Восприятие мира Человек доминирует над природой Гармония Подчинение природе
Отношения между людьми Строятся индивидуально Строятся в группе латерально[1] Строятся в группе иерархически
Ведущий способ деятельности Делать (важен результат) Контролировать (важен процесс) Существовать (всё происходит спонтанно)
Время Будущее Настоящее Прошлое
Пространство Частное Смешанное Публичное

Предполагается, что каждый тип ориентации отражается на уровне поведения и отношений, и что люди различных культурных ориентаций по-разному отвечают на такие вопросы: кто я, как я воспринимаю мир, как я отношусь к другим людям, как я действую, как я использую пространство и время?

Н. Адлер, используя данную типологию, провела сравнительный анализ особенностей американской организационной культуры и культурной ориентации представителей других стран (таблица 2.8).

Таблица 2.8 –Сравнительный анализ оргкультур

Параметры культуры Американская культура Контрастная культура
Природа человека Смесь добра и зла. Изменение возможно. Подчёркивается значение тренинга и развития; необходимо дать человеку возможность научиться работать Человек хороший Человек плохой
Изменение невозможно. Подчёркивается значение отбора и соответствия: необходимо выбрать правильного человека на рабочее место и не ждать, что он изменится
Отношение человека к природе Человек доминирует над природой. Политические решения принимаются в пользу того, чтобы использовать природу для удовлетворения потребностей людей, т. е. строить дамбы, дороги и т. д. Гармония с природой Подчинение природе
Политические решения принимаются в пользу того, чтобы сохранить природу
Отношение человека к другим людям Индивидуализм. Менеджер по персоналу ориентируется на академические и трудовые достижения кандидатов при подборе кадров. Решения принимаются индивидуально Группа (иерархическая или латеральная). Менеджер по персоналу ориентируется на родственные и иные связи кандидата при подборе кадров. Решения принимаются в группе
Ведущий способ активности Делать. Сотрудники много работают для достижения целей; сотрудники максимизируют работу Контролировать Существовать
Сотрудники работают лишь столько, сколько необходимо для выживания: сотрудники минимизируют работу
Концепция простран-ства Частное Руководитель проводит важную встречу в большой комнате, за закрытыми дверями, ему помогает секретарь, не допускающий перебивающих реплик Публичное. Руководитель проводит важную встречу в комнате средних размеров, двери постоянно открывают сотрудники и посетители, перебивая работу
Ориентация во времени Будущее / настоящее Политические заявления относятся к 5-, 10-, 15- и 20-летним целям; внимание фокусируется на сегодняшнем дне; инновации. Гибкость. Динамика; особое значение придается изменению будущего Прошлое Настоящее
Политические заявления этого года отражают политические заявления 10-летней давности, компании опираются на традиции, которые они использовали в прошлом, для достижения будущего

По мнению Н. Адлер американцы традиционно рассматривают человека как совокупность добра и зла. Они уверены, что способны изменить себя и других, уверены в возможности улучшения через изменения. Другие культуры рассматривают человека либо как источник зла (пуританская культурная ориентация), либо как изначально доброе существо (утопические теории общества). Общества, считающие человека добрым, имеют тенденцию слишком доверять ему. Общества, считающие человека злым, не доверяют ему вообще. Можно ли придерживаясь той или иной тенденции, полагать, что человек может стать лучше? Общества и организации различаются в той степени, в которой они уверены, что взрослые люди могут меняться, становиться лучше.

Американцы – индивидуалисты. Они ориентируются на личностные характеристики и достижения людей. Ценят личное благосостояние выше группового. В противоположность этому, представители группоориентированных обществ считают благополучие группы более важным, чем личное благосостояние.

Доминирующий способ деятельности американцев – действие. Для них важно получение результата, работа в соответствии с измеримыми стандартами, получение вознаграждения. Способы мотивации служащих: содействие продвижению по службе, повышение, премии и другие формы общественного признания.

Для других культур характерно позволение людям, событиям и идеям течь спонтанно: для людей важно освобождение, избавление от забот, деятельность по желанию. Работа в течение и для текущего момента. Если менеджеры в таких культурах не находят удовлетворения от работы с коллегами и текущими проектами, они уходят: они не будут работать только для получения будущей награды.

Представители культуры, ориентированной на результат деятельности, более активны, они пытаются достигнуть в жизни большего. Представители культуры, ориентированной на существование, более пассивны, они ждут, что произойдёт в жизни, получая новый опыт.

Общества и культуры по-разному используют время. Одни ориентируются на прошлое, другие на настоящее или будущее. Ориентированные на прошлое культуры полагают, что планы должны разрабатываться в соответствии с обычаями и традициями общества, что инновации и изменения оправданы, только если они соответствуют прошлому опыту.

В противоположность этому ориентируемые на будущее культуры полагают, что они должны рассматривать планы в соответствии с проектируемой будущей пользой, прибылью, и меньше учитывают прошлые социальные или организационные обычаи и традиции.

В отличие от большинства североамериканцев многие европейцы ориентированы на прошлое. Они полагают, что сохранение истории и продолжение прошлых традиций очень важно.

Таким образом, культуры разных стран и организаций существенно различаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: