Образование СССР

Успешное экономическое развитие России и большинства других бывших территорий Российской империи было невозможно без воссоздания единого государства, поскольку экономика империи представляла собой единый народно-хозяйственный комплекс: единственная современная топливно-металлургическая база в начале века находилась на юге Украины (Донбасс – Кривой Рог), почти вся нефть добывалась в Баку, металлообрабатывающая промышленность была сосредоточена в Петербурге, текстильные фабрики – в Москве и вокруг нее, а хлопок поступал из Средней Азии.

Уже в годы Гражданской войны большевики, опираясь на идеологию пролетарского интернационализма и классовой солидарности всех угнетенных в борьбе против угнетателей, добились создания военно-политического союза ряда советских республик, возникших как самостоятельные государства на территории Российской империи.

К 1922 г. на территории бывшей царской России существовало 6 советских республик: РСФСР (в составе которой имелись 8 автономных республик и 14 автономных областей), Белорусская, Украинская, Грузинская, Армянская, Азербайджанская ССР, Дальневосточная республика, а также Бухарская и Хорезмская республики.

Правящая партия выступала за их объединение в единое государство, руководствуясь следующими мотивами:

– только объединение экономических ресурсов всех территорий бывшей Российской империи открывало возможность для быстрого восстановления народного хозяйства и дальнейшего динамичного развития каждой из республик;

– объединение республик укрепляло оборонительный потенциал и позволяло успешно решать внешнеполитические задачи в условиях враждебного капиталистического окружения.

Для образования союзного государства имелись предпосылки политического, экономического и культурного характера.

Решающим фактором объединения республик было единство их политического и экономического строя, а также интернациональный принцип построения компартии. Коммунистические организации в республиках считали себя частью единого целого – Российской коммунистической партии, созданной в начале века в рамках единого государства.

В верхах партии существовали различные проекты создания единого многонационального государства. В начале в центре доминировал подход наркома по делам национальностей И. В. Сталина, который выступал за вхождение всех республик в состав Российской федерации на правах автономных республик («план автономизации»). Однако этот план встречал противодействие со стороны партийных и советских руководителей ряда республик (в особенности Грузии и Украины), которые хотели не входить в состав России, а объединиться с ней на равных условиях. При этом формы объединения предлагались разные.

Узнав о разногласиях в партии по поводу условий объединения, В. И. Ленин, который в это время был тяжело болен и находился в Горках, разработал свой план создания союзного государства, который учитывал позицию украинских и грузинских руководителей. Ленин написал для членов Политбюро письмо «Об образовании СССР», в котором подчеркнул, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и «вместе и наравне с ними» войти в новый союз. Его позиция позволила преодолеть разногласия. На съездах Советов Закавказской Федерации, Белоруссии, России и Украины были приняты решения о созыве общего съезда и объединении в союзное государство.

Тридцатого декабря 1922 г. состоялся I Всесоюзный съезд Советов. Съезд провозгласил образование Союза ССР в составе Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения, Грузия). На съезде были утверждены Декларация об образовании ССР и Договор об образовании СССР. В Декларации и Договоре говорилось, что упомянутые советские республики «объединяются в одно союзное государство»– Союз Советских Социалистических Республик, что «Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза».

Декларация и Договор составили Конституцию СССР, которая была принята в окончательной редакции II Съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Конституция определяла только основы государственного устройства Союза ССР. Все остальные вопросы регулировались конституциями союзных республик.

Согласно Конституции, верховным органом власти СССР являлся съезд Советов, а в период между съездами Советов – Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик созывался из представителей городских Советов и Советов городских поселений по расчету 1 депутат на 25 тыс. избирателей и представителей губернских съездов Советов – по расчету 1 депутат на 125 тыс. жителей.

Таким образом, Конституция 1924 г. подтвердила принятые в Конституции РСФСР в 1918 г. разные нормы представительства для города и деревни, что позволило закрепить политическое господство рабочего класса в СССР на период перехода от капитализма к социализму.

Весьма важными были структура и процедура формирования ЦИК СССР. Он состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей. Съезд Советов избирал Союзный Совет из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных советских социалистических республик – по 5 представителей от каждой, и из представителей автономных областей РСФСР – по одному представителю от каждой. Все законопроекты получали силу закона лишь при условии принятия их как Союзным Советом, так и Советом Национальностей.

ЦИК формировал исполнительный орган союзного государства – Совет Народных Комиссаров СССР.

В 1924–1925 гг. национально-государственное строительство продолжалось. В 1924 г. в составе Украинской ССР была образована Молдавская АССР (как самостоятельная республика Молдавия войдет в состав СССР в 1940 г.). В 1925 г. III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую и Туркменскую республики, образовавшиеся в результате национально-государственного размежевания республик Средней Азии. В составе Узбекской республики была создана Таджикская АССР. В 1929 г. Таджикская АССР стала союзной республикой.

5.3. Проблемы социально-экономического развития
во второй половине 20-х гг.

Проблема товарного хлеба. Успешное восстановление экономики поставило в повестку дня задачу реконструкции всей промышленной базы страны, поскольку она достигла предела своих возможностей. В 1925 г были сделаны первые серьезные вложения в капитальное строительство. Из крестьян навербовали строителей, выплатили им зарплату за счет кредитов, заказали оборудование на внешнем рынке. Однако осенью 1925 г., несмотря на хороший урожай, хлебозаготовки провалились: государство заготовило за октябрь–декабрь 176 млн пудов вместо запланированных 376 млн. Такие заготовки не обеспечивали планы экспорта хлеба и импорта оборудования, а следовательно, планы капитального строительства.

Тем не менее, хлеб для продажи в деревне был: 12–15 % зажиточных крестьян держали половину хлебных излишков и не продавали, хотя в отличие от 1923 г. соотношение цен было нормальным.

Почему же крестьяне не продавали хлеб? Зажиточные крестьяне, удовлетворив свои неотложные потребности в промышленных товарах, хотели продать хлеб весной, когда он будет стоить дороже. А середняки продали ровно столько, чтобы заплатить в срок налоги. Остальной хлеб середняки потребляли внутри своего хозяйства, увеличивая кормовую базу, т. е. превращая зерно в молоко и мясо. Поголовье скота быстро росло. Крестьяне впервые стали есть досыта. В деревне увеличилась рождаемость, сократилась смертность.

Увеличив собственное потребление, деревня тем самым сократила массу товарного хлеба. При нормальном уровне питания середняки могли продать в город не более 15 % своей продукции. Однако они были готовы делать это только в том случае, если город предлагал необходимые им товары по доступным ценам. Следует отметить, что потребности большей части крестьян в городских товарах были ограничены. Деревня привыкла к натуральному хозяйству.

К осени 1925 г. выявилась и новая проблема. В условиях уменьшения ножниц цен население раскупило все ходовые промышленные товары, спрос превысил предложение, полки в магазинах оказались пустыми. У крестьян еще и поэтому не было стимула продавать хлеб по относительно низким осенним заготовительным ценам.

Таким образом, в 1925 г. стало ясно, что товарность мелкого крестьянского хозяйства низка и быстро ее не поднять. Собирая валовые урожаи на уровне довоенных, деревня давала в два раза меньше товарного хлеба, чем в царской России. Без увеличения массы товарного хлеба быстрое развитие и реконструкция промышленности были невозможными. С другой стороны, даже имевшиеся излишки хлеба было трудно получить, поскольку не хватало промышленных товаров для взаимовыгодного обмена с деревней. Получался замкнутый круг: чтобы увеличить массу промтоваров, надо было перевооружить промышленность, но чтобы перевооружить промышленность, надо было получить достаточные товарные ресурсы из деревни, но чтобы получить такие ресурсы в рамках нэпа, надо было дать деревне достаточное количество промтоваров.

Партия искала решение этой фундаментальной проблемы в условиях острейшей борьбы в верхах за власть. Летом 1925 г. Зиновьев и Каменев решили нанести удар по Сталину с левых позиций. Они говорили о том, что кулаки срывают заготовки и реконструкцию промышленности, а Сталин, Бухарин и Рыков потворствуют кулакам, не видят кулацкой опасности.

XIV съезд партии в декабре 1925 г. отверг эту критику, тем не менее был введен ряд административных мер для обеспечения государственных хлебозаготовок: обязали частных хлебозаготовителей покупать хлеб у крестьян по ценам не выше государственных и ограничили их возможности заказывать у железнодорожников вагоны для перевозки хлеба в другие регионы для перепродажи. За часть заказанного оборудования заплатили золотом. Часть объектов капитального строительства свернули. Применяли и экономические рычаги: повысили заготовительные цены на хлеб; необходимые для этого средства получили путем увеличения объема производства и продажи водки и вина.

Все эти меры ликвидировали заготовительный кризис 1925 г. и позволили без особых проблем заготовить хлеб в 1926 г. Однако стало ясно, что в рамках рыночного и относительно эквивалентного обмена между городом и деревней возможности государства получать накопления для капитального строительства достаточно ограничены. У Сталина возникли первые сомнения в возможности осуществления реконструкции промышленности на базе нэпа.

В эти годы в партии усилились и антикулацкие настроения. Нежелание кулаков продавать хлеб по низким государственным заготовительным ценам порождало стремление обложить кулаков более высокими налогами и лишить политических прав. На выборах в Советы в начале 1927 г. 3–4 % населения, главным образом из числа сельской буржуазии, были лишены права голоса; количество «лишенцев» выросло в 3 раза. Беднота увеличила свое представительство в Советах за счет вытеснения середняков[1]. В селах создавались группы бедноты. Ряд партийных работников видел в них возврат к комбедам. Но в целом отказа от нэпа в начале 1927 г. не было, так как хлебозаготовки урожая прошлого года прошли успешно.

К тому же политически Сталин никак не мог отказаться от нэпа в 1927 г., поскольку отказ от нэпа был бы признанием правоты оппозиции. Тогда же Троцкий, Зиновьев и Каменев создали объединенную оппозицию против Сталина, Рыкова и Бухарина именно на основе неприятия нэпа. XV съезд партии в декабре 1927 г. разгромил оппозицию и подтвердил курс на сохранение нэпа.

А в январе 1928 г. Сталин совершил резкий поворот: он взял курс на свертывание нэпа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: