Успешность, основанную на эгоизме и безнравственности, правильнее было бы назвать провалом и жизненной неудачей

Таким образом, образование должно передавать из поколения в поколение не только знания, но и накопленную веками общечеловеческую мудрость, отражающую внутреннюю духовную силу человека: терпимость, честность, бескорыстие, бережное отношение ко всему живому, что позволит употреблять полученные знания во благо человечеству.

Действительно, образованные люди, которые действуют, отказавшись от истины и справедливости, но хвалятся тем, что действуют в интересах какого-либо дела или страны, на самом деле приносят огромный вред любому делу и стране.

Исходя из вышесказанного, важно осознать к какому лидерству следует стремиться молодежи, поэтому в данном методическом пособия мы преследовали три цели:

– ознакомить будущих лидеров и их наставников с духовно-нравственным подходом к пониманию лидерства и жизненного успеха;

– дать целостное и практичное видение подходов к раскрытию лидерского потенциала каждого человека;

– ознакомить читателей с вдохновляющими примерами жизни истинных лидеров, жизни посвященной служению возвышенным идеалам истины, любви и справедливости.

Однако просто ознакомиться с основами истинного лидерства – это значит сделать только первый шаг, истинный замысел нашего пособия – вдохновить читателей на применение этих знаний на практике, чтобы они смогли выявить и реализовать свой потенциал истинного лидера в той сфере деятельности, где они смогут принести благо и процветание близким людям, обществу, государству, человечеству.

Часто возникают вопросы и дискуссии, касающихся оценки деятельности хорошо известных в истории лидеров. Стоит задуматься над тем, как оценить качества того или иного лидера и какого лидера можно будет назвать истинным лидером. То есть тем лидером, который руководствовался бы в своей деятельности идеалами истины и справедливости, и чьё лидерство принесло благо всему обществу и человечеству в целом.

В решении вопросов оценки лидерства часто наблюдается путаница, поэтому нам очень важно разобраться, в чем же заключается разница между великим и истинным лидером и просто великим лидером. Решение данного вопроса актуально для современного образования, так как от этого зависит то, на каких исторических примерам мы будем воспитывать подрастающее поколение, какие идеалы и устремления положим в основу воспитания будущих лидеров страны.

Как подчеркивает российский педагог-историк, Елисов Андрей Владимирович, одним из центральных вопросов в содержании исторического образования является вопрос о роли личности в истории, значимым аспектом которого является проблема истинного величия исторических лидеров:

«Понятна потребность учеников в поиске нравственного содержания в историческом наследии, которое приходится разбирать, чтобы понять сущность истории. Нравственная задача истории состоит в том, чтобы определить, что из исторического наследия предков останется с нами как вековая святыня, а что необходимо оставить в прошлом и не нести «злой опыт» в настоящее и будущее. Оценивая содержание исторического процесса, необходимо четко представлять, какие знания истории могут воспитать в учениках высокую нравственность.

Ныне часто сетуют на падение духовности в обществе, на отсутствие любви в юных сердцах. Эти выводы удручают. Но не менее печально, что история – наставница жизни – превратилась во второстепенный предмет. Из истории исчез нравственный стержень, дух добра, зовущий к духовным поступкам. «Священная» троица истории – прошлое, настоящее, будущее – как бы разорвана и потому прошлое вызывает сожаление, настоящее – уныние, будущее – страх. Карамзин называл историю «священной книгой народов», «зерцалом их бытия», «заветом предков потомству». Он сравнивал ее с «картой для мореплавания в океане жизни», «хранительницей мудрости в короткое время человеческой жизни».…Из истории исчез положительный герой – он растворился в событиях. Они оказались выше человека» [18].

… Действительно, много имен в истории, но разная слава стоит за ними.[19] Почему? Кого можно назвать великими людьми в истории, а кого – истинными лидерами? Величие определяется делами, но почему «дела одних светятся и поныне, согревая светом целые народы, а дела иных продолжают источать зло» [20]? Поиск ответов на эти и другие вопросы позволяет не только расширить кругозор, углубить знания, понять смысл личности в истории, но и, важнее всего, ориентирует учащихся на осмысление вечных общечеловеческих ценностей, помогает осуществлять свой нравственный выбор на примере вдохновляющего опыта, оставленного в истории истинными и достойными лидерами.

Поэтому, очень важно «пробудить нравственным примером из истории сердце и мысль учеников и дать возможность поработать над своим нравственным выбором». [21]

В поисках ответа на поставленные выше вопросы доктор М.Л.Чиббер отмечает: «Достойного лидера нужно мерить тем устойчивым высоким уровнем культуры, который сохраняется долгое время после того, как он удалится со сцены. Именно это нужно иметь в виду, когда мы обнаруживаем высокую культуру, присущую какой-либо семье, организации, деловому предприятию, армии, общине и даже целому народу. Где бы мы ни наблюдали высокий уровень, он был создан благодаря лидерству великих предков или одного-двух руководителей, которые заложили основы сохранившейся культуры. Именно такого рода лидеры необходимы обществу, если оно хочет войти в эру мира и процветания, основанного на братстве всех людей» [22].

Существует много примеров великих лидеров, чье лидерство основано не на истине и справедливости, а на жестокости и насилии. Например, люди задают вопрос: «Неужели нельзя назвать Гитлера великим лидером? Он подчинил себе великий германский народ с вековой культурой и заставил его делать то, что считал нужным. Он почти завоевал всю Европу и Северную Африку и добился небывалого расцвета немецкой экономики и индустрии». Да, трудно возразить, Гитлер был действительно великим лидером, но истинным лидером его назвать невозможно. Гитлер вверг немецкий народ, народы Советского Союза, большую часть Европы в пучину страданий и нищеты, проявил крайнюю жестокость, объявив геноцид еврейского народа. Лидеры подобные Гитлеру становятся пленниками собственного эго, своих страстей, амбиций, обид, они заражены манией величия. Они приносят горе и страдание не только другим народам, но и своему народу. Все что их интересует – это они сами. Естественно, если мы будем воспитывать подрастающее поколение на примерах таких лидеров, мы не сможем тогда надеяться, что в стране будет процветать мир и справедливость.

*** Поразмышляйте вместе с учениками над тем, какие из нижеперечисленных лидеров являются истинными лидерами, а какие просто великими и известными в истории: Чингисхан, Петр Первый, Л.Н.Толстой, Абай Кунанбаев, ИбрайАлтынсарин, Сталин, Махатма Ганди, Мать Тереза, А.Линкольн, Н.Манделла?Можете дополнительно предложить свои примеры исторических лидеров.

Глубокое размышление и различение позволяет сделать вывод о том, что из вышеперечисленных лидеров, истинными лидерами мы сможем назвать только Л.Н.Толстого, Абая Кунанбаева, ИбраяАлтынсарина, Махатму Ганди, Мать Терезу, А.Линкольна, Н.Манделлу.

Не умаляя исторического значения и величия Чингисхана, Петра Первого, Сталина мы не можем назвать их истинными лидерами, в смысле приверженности идеалам истины и справедливости. Страх смерти и предательства, недоверие, месть, агрессия и жестокость, с помощью которой укреплялась власть, характеризует поведение великих завоевателей и диктаторов всех времен и народов.

Как правило, у великих завоевателей и тиранов психологические проблемы начинались ещё в детстве, в котором будущие лидеры не получили достаточно любви и признания, более того их хотели убить, или убивали родных и близких. Стремление укрепить свое господство любой ценой и страх смерти делал таких лидеров источником страха для всех подданных, от их гнева, подозрительности и просто капризов и поворотов настроения зависели жизни сотен и тысяч людей. Люди гибли в войнах, тюрьмах, в рабстве и насилии для осуществления амбициозных планов своих правителей.

Часто люди следуют за такими лидерами из страха или личной выгоды, но когда данный лидер лишается власти или умирает, народ низвергает своего кумира и начинается обратный процесс разоблачения идеального образа лидера. Иногда образ идеального лидера создается приближенными искусственно, для поддержания порядка и покорности граждан, но истинное поведение лидера кардинально отличается от созданного образа.

Совсем по-другому обстоит дело с истинными лидерами. Рассмотрим далее основные отличия истинных и великих лидеров от просто великих лидеров.

Отличие истинных лидеров состоит в том, что:

- истинные лидеры не только не боятся за свою жизнь, но готовы в любой момент пожертвовать своей жизнью для блага людей;

- истинные лидеры не только не стремятся к власти, но и часто отказываются от высоких должностей, почестей, славы (М.Ганди отказался от всех титулов и должностей, Ч.Айтматов отказался от должности Президента Киргизии);

- истинные лидеры не только не стремятся к личной выгоде, но готовы пожертвовать богатством, властью и даже жизнью во имя истины и справедливости (например, А.Линкольн готов был пожертвовать всем ради введения закона об отмене рабства и равенстве черного и белого населения Америки);

- истинные лидеры посвящают всю свою жизнь служению людям, не деля людей ни по цвету кожи, ни по национальной или религиозной принадлежности (например, Мать Тереза);

- истинных лидеров любят искренне и следуют за ними не из страха или выгоды, а по велению сердца;

- истинные лидеры живут в единстве мысли, слова и дела;

- истинные лидеры вдохновляют и помогают людям обрести веру в себя.

Всё вышесказанное можно резюмировать следующими словами: Великий лидер существует для себя, а истинныйлидер – для других.

Действительно, большинство великих завоевателей и могучих правителей империй ради осуществления своих грандиозных планов принесли в мир много горя, страданий и разрушений. Для того, чтобы в будущем человечеству избежать войн, диктатур и насилия нам, наставникам подрастающего поколения предстоит вдумчиво и серьёзно переосмыслить исторический опыт и выбирать на каких примерах исторического лидерства нам стоит воспитывать молодежь. Как сказал Авраам Линкольн: «Исправлять большое и малоезло, которое произрастает изжеланиялюбви и из открытой вражды как между нациями, так и между отдельными людьми – одно из высочайших призваний цивилизации».

В качестве примера приведем притчу об Александре Македонском. Александр Македонский основатель мировой державы, великий полководец. Но держава Александра Македонского распалась после его смерти.

Александр начал успешные завоевательные походы в возрасте 20 лет, взойдя на престол после смерти отца, македонского царяФилиппа II. Прежде всего он обезопасил северные рубежи Македонии и подчинил Грецию, разгромив мятежный городФивы. Затем Александр начал завоевательный поход на Восток и за семь лет непрерывной войны полностью завоевал Персидскую империю.В возрасте 33 лет, Александр скончался по дороге домой, в Вавилоне от тяжёлой болезни. Огромная империя Александра была разделена македонскими полководцами (диадохами) между собой.

Достижения полководца в истории оценивались по-разному, в частности многие античные философы не видели ничего великого и прогрессивного в захвате новых земель.Сенекасчитал Александра несчастным человеком, которого гнала в неведомые земли страсть к честолюбию и жестокость, и который «старался подчинить себе всё, кроме своих страстей»[23], ибо из наук он должен был узнать, «как мала земля, чью ничтожную часть он захватил»[24].Сохранилось несколько притч о том, что в конце жизни Александр Македонский изменился и переосмыслил свою жизнь. Приведем здесь один из вариантов такой притчи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: