Когнитивные процессы
Схемы формируются посредствам моторного взаимодействия с окружением и проходят ряд трансформаций. Пиаже предположил, что существуют врожденные принципы, обеспечивающие этот процесс. Наиболее важными принципами являются организация и адаптация.
Организация — это преддиспозиция комбинации простых физических и психических структур в более сложные. Так, существуют простые рефлексы сосания, хватания, глазодвигательный, которые постепенно организуются в систему более высокого порядка, обеспечивающую их координацию. После организации этих рефлексов в схему младенец может смотреть на объект, хватать его и тянуть в рот для сосания.
Адаптация включает два процесса — ассимиляцию и аккомодацию. Эти два процесса взаимодействуют для модификации существующих у ребенка схем. Когда ребенок встречается с новым опытом, он ассимилирует его в уже имеющуюся схему. Аккомадация — это приспособление схемы к новому опыту. Например, простая схема сосания, которую использует младенец для многих объектов: сосет бутылку, соску, игрушки. Новые объекты также включаются в эту схему. Здесь доминирует процесс ассимиляции. Однако пить из чашки и есть из ложки твердую пищу неэффективно при помоши сосания. Здесь необходимо приспособить схему к новому опыту — аккомодация.
Стадии развития в теории Ж. Пиаже
Согласно теории Пиаже, в развитии интеллекта человека можно условно выделить четыре главных периода развития. Это — сенсомоторная стадия {от рождения до 2 лет); дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет); стадия конкретных операций (от 7 до 1 1 лет) и стадия формальных операций (от 11 до 15 лет).