Психология личности и психология развития. Когнитивные процессы



Когнитивные процессы

Схемы формируются посредствам мо­торного взаимодействия с окружением и проходят ряд трансформаций. Пиаже пред­положил, что существуют врожденные принципы, обеспечивающие этот процесс. Наиболее важными принципами явля­ются организация и адаптация.

Организация — это преддиспозиция комбинации простых физических и пси­хических структур в более сложные. Так, существуют простые рефлексы сосания, хватания, глазодвигательный, которые постепенно организуются в систему более высокого порядка, обеспечивающую их координацию. После организации этих рефлексов в схему младенец может смот­реть на объект, хватать его и тянуть в рот для сосания.

Адаптация включает два процесса — ассимиляцию и аккомодацию. Эти два про­цесса взаимодействуют для модификации существующих у ребенка схем. Когда ре­бенок встречается с новым опытом, он ассимилирует его в уже имеющуюся схе­му. Аккомадация — это приспособление схемы к новому опыту. Например, простая схема сосания, которую использует младе­нец для многих объектов: сосет бутылку, соску, игрушки. Новые объекты также включаются в эту схему. Здесь доминирует процесс ассимиляции. Однако пить из чашки и есть из ложки твердую пищу не­эффективно при помоши сосания. Здесь необходимо приспособить схему к новому опыту — аккомодация.

Стадии развития в теории Ж. Пиаже

Согласно теории Пиаже, в развитии интеллекта человека можно условно вы­делить четыре главных периода развития. Это — сенсомоторная стадия {от рожде­ния до 2 лет); дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет); стадия конкретных опера­ций (от 7 до 1 1 лет) и стадия формальных операций (от 11 до 15 лет).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: