В России

Корни

Антисоветизма.

Запрет на

Социалистическую революцию

в России

Уже в «Немецкой идеологии», которая была сжатым резюме всей доктрины марксизма, Маркс и Энгельс отвергали саму возможность социалистической революции в «отставших» неза­падных странах, возможность такой революции, совершенной угнетенными народами. Они пи­сали: «Коммунизм эмпирически возможен только как действие господствующих народов, про­изведенное «сразу», одновре­менно, что предполагает уни­версальное развитие произво­дительной силы и связанного с ним мирового общения… Про­летариат может существовать, следовательно, только во все­мирно-историческом смысле, подобно тому как коммунизм – его деяние – вообще возможен лишь как «всемирно историче­ское» существование».

Отсюда прямо вытекает вы­вод о том, что согласно учению марксизма коммунистическая революция в России была не­возможна, поскольку:

- русские не входили в число «господствующих народов»,

- Россия не включилась в «универсальное развитие про­изводительной силы» (то есть в единую систему западного капи­тализма),

- русский пролетариат еще не существовал «во всемирно-ис­торическом смысле», а про­должал быть частью общинного крестьянского космоса.

- господствующие народы ни в какой момент не произвели пролетарской революции «сразу», одновременно.

Ни одно из условий, сформу­лированных Марксом и Энгель­сом как необходимые, не вы­полнялось к моменту созрева­ния русской революции.

Развитие революционного процесса в России находилось под пристальным вниманием и даже контролем Маркса и Эн­гельса. Очень интенсивными были их личные контакты с рус­скими революционерами того времени, очень жесткими были оценки даже их личностей.

Как говорилось выше, исход­ным пунктом для резкого непри­ятия самой идеи социалистиче­ской революции в крестьянской России было фундаментальное положение исторического мате­риализма о правильной смене общественно-экономических формаций.

В своем главном труде «Капи­тал» Маркс постулировал необ­ходимость незападных стран следовать в фарватере обще­ственного развития Запада. Он писал в предисловии к первому изданию «Капитала»: «Предме­том моего исследования в на­стоящей работе является капи­талистический способ произ­водства и соответствующие ему отношения производства и об­мена. Классической страной ка­питализма является до сих пор Англия. В этом причина, почему она служит главной иллюстра­цией для моих теоретических выводов... Существенна здесь, сама по себе, не более или ме­нее высокая ступень развития тех общественных антагониз­мов, которые вытекают из един­ственных законов капиталисти­ческого производства. Сущест­венны сами эти законы, сами эти тенденции, действующие и осуществляющиеся с железной необходимостью. Страна, промышленно более разви­тая, показывает менее раз­витой стране лишь картину ее собственного будущего» (выделено мною - С.К-М).

Более того, развивая свою теорию пролетарской револю­ции, Маркс в разных контекстах и формах подчеркивает приня­тый им постулат глобализации капитализма, согласно кото­рому капитализм должен реали­зовать свой потенциал во все­мирном масштабе – так, чтобы весь охваченный рыночными отношениями мир стал бы по­добием одной нации. Он пишет в «Капитале»: «Для того чтобы предмет нашего исследования был в его чистом виде, без ме­шающих побочных обстоя­тельств, мы должны весь тор­гующий мир рассматривать как одну нацию и предположить, что капиталистическое производ­ство закрепилось повсеместно и овладело всеми отраслями производства».

Но это допущение невыпол­нимо, что делает неверной и всю модель, на которой стоит теория революция Маркса. Вид­нейший современный марксист, изучающий мировую капитали­стическую систему, И. Валлер­стайн, писал специально для российского журнала: “Капита­лизм только и возможен как надгосударственная система, в которой существует более плот­ное “ядро” и обращающиеся во­круг него периферии и полупе­риферии”.Таким образом, тот капитализм, который пред­ставлял себе Маркс, в принципе невозможен.

В.В. Крылов заключает: «В отличие от метрополий, обще­ства которых воплотили в самой своей структуре цивилизующие функции капитализма, общества зависимой от него периферии явились структурной материа­лизацией его нереволюциони­зирующих общественный про­цесс консервативных тенден­ций».

В.В. Крылов пишет: «В пер­спективе капиталистический путь развития должен привести развивающиеся страны не к та­кому состоянию, когда капита­листические порядки, вытеснив прочие уклады, покроют собою все общество в целом, как это случилось в прошлом в нынеш­них эпицентрах капитала, но к такому, когда могучий по доле в национальной экономике, но не­значительный по охвату насе­ления капиталистический уклад окажется окруженным морем пауперизма, незанятости, бед­ности… Одно дело, когда част­ная капиталистическая собст­венность приходит на смену тоже частной, но мелкокресть­янской собственности, как это было в европейских странах; иное дело, когда частная капи­талистическая собственность идет на смену общинным по­рядкам, как это было в поре­форменной России и как это еще более ярко выражено ныне в странах Африки… Даже там, где капитализм разрушал эти порядки, в «освободившемся» социально-экономическом про­странстве развивались не столько собственно капитали­стические порядки, сколько та­кие докапиталистические уклад­ные формы, с которыми в доко­лониальный период перифе­рийные страны знакомы не были… И это суть регрессивные формы самого капитала, такие докапиталистические уклады, которые исторически не пред­шествуют капитализму, но сле­дуют после него, им же самим порожда­ются. Эти «псевдо­традиционные» или «неотрадиционные» укладные формы не­обходимо отличать от предшествующих капитализму дейст­вительно доколони­альных местных ук­ладов».

Надо отметить, что уже из приводимых самим Марксом в «Капитале» данных о масштабе изъятия Западом ресурсов из колоний видно, что глобальное распро­странение капита­лизма невозможно – средства для перво­начального капита­листического накопления изъ­яты с большей части террито­рии Земли и сконцентрированы на Западе (как сказал позже К. Леви-Стросс, «Запад построил себя из материала колоний»). Таким образом, уже во времена Маркса можно было видеть, что модель, положенная им в осно­вание теории революции, не­верна. Индустриализация и раз­витие стран, не входящих в ядро мировой капиталистиче­ской системы («Запад»), неиз­бежно должны были протекать по-иному, чем на Западе.

Сегодня это очевидно – никак не может Англия показывать всем странам «картину их бу­дущего». Вот красноречивое со­общение 16 апреля 2006 г.: «Дату наступления «дня задол­женности», при гипотетической опоре только на свои силы, рас­считали эксперты лондонского аналитического New Economics Foundation. Если бы уровень по­требления остальных стран мира совпадал с британским, то Земля смогла бы прокормить и обогреть человечество только до 1961 года. По выкладкам New Economics Foundation, именно 16 апреля 60-миллион­ное население Соединенного Королевства начало потреблять больше, чем позволяет ресурс­ная база страны.

Учитывая регенерацию экоси­стемы, производство промыш­ленных товаров, сельскохозяй­ственной продукции и т. п., эта условная дата определяется каждый год. В 1961 году Вели­кобритания оказалась в должни­ках у всего мира 9 июля, в 1981 году - 14 мая, а в 2006 году - 16 апреля. Это значит, что темп ре­генерации ресурсной базы ко­ролевства все больше отстает от роста уровня его внутреннего потребления. В 2004 году страна перестала быть энерге­тически независимой и превра­тилась в нетто-импортера газа после падения добычи на ме­сторождениях в Северном море.

В целом если бы уровень по­требления остальных стран мира совпадал с британским, то Земля смогла бы прокормить и обогреть человечество только до 1961 года. Сейчас для этого понадобилась бы ресурсная база более трех планет.

Согласно докладу в этом году первыми в долг стали жить Гол­ландия и Япония (2-3 марта) и Италия (13 апреля). В мае на­станет черед Испании, Швейца­рии, Португалии и Германии, а в июне - США. Последними станут жить не по средствам Австрия в октябре и Словакия в ноябре».

Подойдем с другой стороны. Англия не могла показывать «отстающим» странам картину их будущего еще и потому, что капитализм метрополий не до­пускал развития капитализма на своей периферии. Он его душил как возможного конкурента за источники сырья и рынки сбыта. Поэтому страна, оказавшаяся на периферии, и не может раз­вить свои производительные силы в рамках капитализма так, чтобы ей марксизмом была раз­решена социалистическая ре­волюция. Напротив, западный капитализм приводит к архаиза­ции хозяйственных укладов пе­риферийных стран. И это Маркс прекрасно знал. Он пишет в «Капитале»: «Европейские го­сударства… насильственно ис­кореняли всякую промышлен­ность в зависимых от них со­седних странах, как, например, была искоренена англичанами шерстяная мануфактура в Ир­ландии».

В другом месте он пишет о Турции: «Такетт знает, что из собственно мануфактур и в ре­зультате уничтожения сельских или домашних мануфактур воз­никла с введением машин круп­ная шерстяная промышлен­ность. “Вы отделяете прялку от плуга, веретено от ярма и полу­чаете фабрики и дома для бед­ных, кредит и кризисы, две вра­ждебные нации, сельскую и тор­говую”. Но вот является Кэри и обвиняет Англию, конечно, не без основания, в том, что она стремится превратить все ос­тальные страны в исключи­тельно земледельческие, а сама хочет стать их фабрикан­том. Он утверждает, что таким путем была разорена Турция, ибо там “собственникам земли и земледельцам никогда не раз­решалось” (Англией) “укрепить свое положение путем естест­венного союза плуга с ткацким станком, бороны с молотом”».

В конце ХIХ века, на этапе империализма, невозможность повторить путь Запада была очевидна. Реальной альтерна­тивой было превратиться в зону периферийного капитализма – или совершить какую-то свою, национальную революцию, за­крыть свое народное хозяйство от вторжения западного капи­тала. Относительно этой ди­леммы и возникли ожесточен­ные споры между русскими марксистами.

И.В. Сталин заявил в 1924 г.: “Мы должны строить наше хо­зяйство так, чтобы наша страна не превратилась в придаток ми­ровой капиталистической сис­темы, чтобы она не была вклю­чена в общую систему капита­листического развития как ее подсобное предприятие, чтобы наше хозяйство развивалось не как подсобное предприятие ми­ровой капиталистической сис­темы, а как самостоятельная экономическая единица, опи­рающаяся, главным образом, на внутренний рынок, опираю­щаяся на смычку нашей индуст­рии с крестьянским хозяйством нашей страны”.

Но речь идет не только о не­обходимости пройти, перед со­циалистической революцией, этап капитализма. Любой сбой в «нормальной» последователь­ности формаций ставит под со­мнение возможность страны дозреть до социализма. Энгельс пишет в «Анти-Дюринге»: «Раб­ство было открыто. Оно скоро сделалось господствующей формой производства у всех народов, которые в своем раз­витии пошли дальше древней общины… Мы вправе сказать: без античного рабства не было бы и современного социализма».

Это - жесткое тотализирую­щее утверждение. Античное рабство как формация вовсе не охватило весь мир. Большин­ство народов «в своем развитии пошли дальше древней об­щины», но вовсе не по пути ан­тичного рабства. Из этого ут­верждения Энгельса прямо вы­текает, что Россия, не пройдя через рабство, не может сама освоить «современного социа­лизма». Она в лучшем случае должна будет перенять его у Запада после совершенной там пролетарской революции.

При этом Маркс исключает возможность для незападных культур обучения капитализму, осмысления его опыта и опере­жающего преодоления капита­листических форм жизнеустрой­ства. Нет, социалистическая ре­волюция становится оправдан­ной лишь после того, как капи­тализм довел до конца разру­шение прежних укладов (прежде всего, крестьянской общины) и довел человека до его полного отчуждения. Необходим этап полного господства частной собственности.

Маркс пишет в «Экономико-философских рукописях 1844 г.»: «Нетрудно усмотреть необ­ходимость того, что все рево­люционное движение находит себе как эмпирическую, так и теоретическую основу в движе­нии частной собственности, в экономике». До ка­кой же степени должно дойти это «движение частной собст­венности»? До своего полного исчерпания. Попытку даже про­летариата бороться против этого движения, пока оно не ис­черпало свой импульс, Маркс и Энгельс считают реакционной – даже в форме интеллекту­альной (литературной) борьбы.

Они пишут в «Манифесте Коммунистической партии»: «Первые попытки пролетариата непосредственно осуществить свои собственные классовые интересы во время всеобщего возбуждения, в период ниспро­вержения феодального обще­ства, неизбежно терпели кру­шение вследствие неразвитости самого пролетариата, а также вследствие отсутствия матери­альных условий его освобожде­ния, так как эти условия явля­ются лишь продуктом буржуаз­ной эпохи. Революционная ли­тература, сопровождавшая эти первые движения пролетариата, по своему содержанию неиз­бежно является реакционной. Она проповедует всеобщий ас­кетизм и грубую уравнитель­ность».

Эта уравнительность, осо­бенно свойственная «крестьян­скому коммунизму», рассматри­вается Марксом едва ли не как главное препятствие на пути ис­торического прогресса (позже М. Вебер назовет это качество об­щинного мировоззрения глав­ным противником современного капитализма). «Грубому» об­щинному коммунизму, в котором русские народники видели куль­турное основание назревающей революции, Маркс уделял большое внимание с самых ранних этапов разработки его доктрины.

Приведу большую выдержку из «рукописей 1844 г.», потому что в ней проницательно и в ка­рикатурном виде изложены важные черты русского комму­низма, о котором Маркс в то время ничего еще не знал. Он представлял коммунизм, кото­рый возникает «без наличия развитого движения частной собственности», когда противо­положность между трудом и ка­питалом «еще не выступает как обусловленная самой частной собственностью», как это и было в России в конце ХIХ – на­чале ХХ века.

Вот слова Маркса: «Комму­низм в его первой форме… имеет двоякий вид: во-первых, господство вещественной соб­ственности над ним так велико, что он стремится уничтожить все то, чем, на началах частной собственности, не могут обла­дать все; он хочет насильст­венно абстрагиро ваться от та­ланта и т. д. Непосредственное физическое обладание пред­ставляется ему единственной целью жизни и существования; категория рабочего не отменя­ется, а распространяется на всех людей; отношение частной собственности остается отно­шением всего общества к миру вещей…

Этот коммунизм, отрицающий повсюду личность человека, есть лишь последовательное выражение частной собственно­сти, являющейся этим отрица­нием. Всеобщая и конституи­рующаяся как власть зависть представляет собой ту скрытую форму, которую принимает стяжательство и в которой оно себя лишь иным способом удовлетворяет. Всякая частная собственность как таковая ощущает — по крайней мере по отношению к более богатой ча­стной собственности — зависть и жажду нивелирования, так что эти последние составляют даже сущность конкуренции. Грубый коммунизм есть лишь заверше­ние этой зависти и этого ниве­лирования, исходящее из пред­ставления о некоем мини­муме… Что такое упразднение частной собственности отнюдь не является подлинным освое­нием ее, видно как раз из абст­рактного отрицания всего мира культуры и цивилизации, из возврата к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей чело­века, который не только не воз­высился над уровнем частной собственности, но даже и не до­рос еще до нее.

Для такого рода коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы, выплачиваемой общин­ным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом. Обе стороны взаимоотношения под­няты на ступень представляе­мой всеобщности: труд — как предназначение каждого, а ка­питал — как признанная все­общность и сила всего обще­ства…

Таким образом, первое по­ложительное упразднение ча­стной собственности, грубый коммунизм, есть только форма проявления гнусности частной собственности, же­лающей утвердить себя в каче­стве положительной общно­сти» (выде­лено мною – С.К-М).

Эта изощренная марксистская конструкция является квинтэс­сенцией антисоветского кредо меньшевиков в 1917-1921 гг. и интеллектуальной команды Горбачева и Ельцина в конце 80-х и начале 90-х годов ХХ века. Согласно идеологии пере­стройки, советский коммунизм был выражением зависти и жа­жды нивелирования, он отрицал личность человека и весь мир культуры и цивилизации, он возвращал нас к неестествен­ной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей че­ловека, который не дорос еще до частной собственности. В общем, советская община (все­общий капиталист) была лишь формой проявления гнусности частной собственности – го­раздо худшей, чем на Западе. Антисоветским идеологам Гор­бачева и Ельцина не пришлось ничего изобретать, все главные тезисы они взяли у Маркса почти буквально.

Более того, даже сегодня ор­тодоксальные марксисты опи­раются на концепцию «грубого уравнительного коммунизма» в своем отрицании советского строя. Вот, А.В. Бузгалин и А.И. Колганов призывают граждан России не жалеть об утрате со­ветского строя. Замечательна логика их рассуждений: «Мы живем в стране, которая не про­сто с сократилась на треть, но стала полуколонией, потеряла самостоятельность и уважение в мире. А ведь при Сталине СССР не только выиграл Миро­вую войну, но и стал второй сверхдержавой, которую боя­лись во всем мире! И главное, чем притягателен сталинизм: памятью-мечтой об эпохе, когда народ был защищен государст­вом, имел гарантии (жилища и работы, зарплаты и пенсии, об­разования и медицинского об­служивания)… Тем самым, сталинизм объективно ста­новится не вызовом буду­щего, а ностальгией по про­шлому и в этом смысле возро­ждающимся в ХХI веке подо­бием «реакционного социа­лизма», описанного еще в «Ма­нифесте коммунистической пар­тии» (я настойчиво советую моим молодым коллегам пере­честь соответствующий раздел и сравнить державно-государст­веннические, патриархально-феодальные интенции того «социализма» и сталинизма».

Замечательна логика этих рассуждений. Победить фашизм в Отечественной войне, жить в независимой стране под защи­той сильного государства, иметь надежные социальные гарантии – все это «реакционный социа­лизм», ибо так сказано уже в «Манифесте коммунистической партии» Маркса и Энгельса. Та­кой строй не должен быть при­тягательным для «молодых коллег».

Представление, согласно ко­торому советская ветвь русской революции была неправильной, развивающее идеи Плеханова и меньшевиков, поначалу не было проникнуто антисоветизмом, до прямых выводов об уродливо­сти советского строя не дохо­дило. Но основа для такого вы­вода закладывалась уже в 60-е годы. Вот, Э.В. Ильенков, вы­дающийся советский философ-марксист. Он пишет: «Система идей, именуемая «марксизмом», - это естественно созревший результат развития традиций «западной культуры», или, если быть совсем точным, - западно­европейской цивилизации... [Россия] была интегральной ча­стью «западного мира», и рево­люция 1917 года была вынуж­дена решать типично «запад­ную» проблему». По мнению Ильенкова, «отрицательные явления», т.е. искажения правильного хода революции, были вызваны в России остатками «добуржуаз­ных, докапиталистических форм регламентации жизни,.. [что] как раз препятствовало здесь ут­верждению подлинных идей Маркса».

Ильенков высказывает пара­доксальную мысль, но как нечто простое и очевидное. С одной стороны, подлинные идеи Мар­кса вроде бы утвердились только в России (как интеграль­ной части «западного мира», об Азии речь не идет). С другой стороны, в России утверждению этих идей препятствовали «ос­татки» добуржуазных форм, и потому идеи Маркса и правиль­ный ход революции были иска­жены. Выходит, не искажены они были именно там, где во­обще не утвердились! Ну и диа­лектика. Во-вторых, само ут­верждение, что Россия есть часть Запада и потому «рево­люция 1917 г. была вынуждена решать типично «западную» проблему», противоречит тому, что мы знаем о России, Западе и русской революции. Кому как не марксисту это знать – бук­вально от самих Маркса и Эн­ гельса.

С середины 80-х годов в по­литизированном советском об­ществоведении возник целый жанр, который можно назвать “антисоветским марксизмом”. До этого именно на основе “антисо­ветского марксизма” действовал еврокоммунизм. Перестройка началась с того, что вся горба­чевская рать стала твердить о “неправильности” советского строя — “казарменного псевдо­социализма, опирающегося на тупиковую мобилизационную экономику”.

В изданной в 1998 г. по мате­риалам прошедшей в МГУ кон­ференции книге “Постижение Маркса” в статье “Драма вели­кого учения” (в общем, статье антисоветской) В.А. Бирюков верно констатирует: “Очеред­ным парадоксом в судьбе мар­ксизма стало широкое исполь­зование многих его положений для идеологического обоснова­ния отказа от того социализма, который был создан в десятках стран, для перехода от социа­лизма к капитализму в конце ХХ века. Закон соответствия произ­водственных отношений уровню и характеру развития произво­дительных сил, экономический детерминизм, закономерный характер развития общества в форме прохождения опреде­ленных социально-экономиче­ских формаций, марксистская трактовка материальных инте­ресов как движущей силы соци­альных процессов и многое дру­гое из арсенала марксизма было использовано для идеоло­гической подготовки смены од­ного строя другим”.

Антисоветским идеологам, выступающим под знаменем марксизма “в защиту интересов трудящихся”, не составило труда выбрать у Маркса доста­точно изречений, чтобы сфор­мировать целую концепцию, до­казывающую, что якобы совет­ский строй — ухудшенный ва­риант капитализма и что «ре­волюция должна быть продол­жена». Особый упор делался как раз на предупреждения Маркса о том, что в ходе антибуржуаз­ной революции есть опасность трансформировать капитализм в “казарменный коммунизм”, в котором место капитала займет государство, а класс бюрокра­тов займет место владельцев частной собственности.

Исходя из этих предупрежде­ний, видные социологи в авто­ритетном академическом жур­нале “СОЦИС” пишут, что со­ветская модель “не выходит за пределы буржуазной формации, являясь ее, так сказать, вырож­денным случаем”. Более того, отчуждение при советском строе они представляют более одиозным, нежели при капита­листическом способе производ­ства: “Государственная собст­венность, которую пытались отождествить с общественной, является, таким образом, худ­шей разновидностью частной собственности, ибо не исклю­чает, а лишь видоизменяет форму эксплуатации наемного труда. Более того, в отличие от частной, госсобственность рас­пространяется и на человека, превращая его в средство”.

Выступая против уравнитель­ства и против «преждевремен­ной» борьбы рабочих против капиталистов за свои интересы, Маркс представляет реакцион­ным даже простодушное требо­вание рабочих повысить им зарплату становится, если им удается этого повышения до­биться (например, с помощью забастовки). Он пишет: «На­сильственное повышение зара­ботной платы (не говоря уже о всех прочих трудностях, не го­воря уже о том, что такое по­вышение как аномалию можно было бы сохранять тоже только насильственно) было бы… не более чем лучшей оплатой раба и не завоевало бы ни ра­бочему, ни труду их человече­ского назначения и достоин­ства». Как ни пыта­юсь, не могу понять, почему по­вышение зарплаты «не завое­вало бы рабочему его челове­ческого назначения».

глава из книги

«Маркс против

русской революции»

(окончание следует)

--------------------------------------------------

= на злобу дня =


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: