Меры защиты
При размещении рекламы изначально преобладают интересы «заказчика». Действительно, мы получаем рекламу через СМК «в наборе» с актуальной социо-, политической, экономической информацией». В этом смысле реклама агрессивна, т.е. имеет наступательный характер в коммуникативном процессе с потребителем.
Если в случае с газетой (и любой другой печатной продукцией) потребитель может самостоятельно формировать процесс потребления информации, то в случае с радио и телевидением аудиовизуальный акт потребления информации синхронен самому содержанию ее. Таким образом, налицо зависимость потребителя от самого факта присутствия рекламы и, следовательно, имеет место проблема защиты прав потребителя (аудиовизуальной информации).
Россия, вступившая в рекламный рынок до принятия собственного законодательства в этой области, не спешила следовать мировым стандартам в этой сфере.
Наше телевидение, познакомив нас с «мыльными операми», которые, как правило, специально учитывают фактор максимального воздействия на потребителя рекламы (и по времени воздействия на аудиторию, и по точности выбора «мишени» — аудиторных групп) и поэтому предусматривают специальное место в фильме для врезки рекламы (отбивка сюжета специальными телезаставками — виньетками, законченность сюжетного хода), стало переносить такую практику и на показ кинематографической продукции1.
|
|
Под влиянием материалов в СМК, взбудораженного общественного сознания в середине лета 1993 г. Верховный Совет принял во втором чтении основы законодательства в области здравоохранения, где ст. 19 запрещает рекламу алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации. Те же СМК под давлением производителей, рекламных агентств стали публиковать материалы такого типа: <<От рекламы пока мало кто закурил и даже выпил» («Известия» от 10 сентября 1993 г.); «Борьбу с курением ни к чему доводить до абсурда» («Финансовые известия» от 21 января 1993 г.); «Борьба с курением мало отражается на мировом табачном бизнесе» («Финансовые известия» от 21—30 сентября 1993 г.); «О финансовых последствиях запрета рекламы табачных изделий в России» («Российские экономические ведомости», ноябрь 1993, № 25).
Федеральный закон «О рекламе», принятый Госдумой в июне 1995 г. и вступивший в силу в июле 1995 г.1, поставил точку в этой дискуссии: он запретил рекламу табака и табачных изделий в телепрограммах.
Почти сразу после вступления в силу Закона о рекламе был принят Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», где было определено, что реклама алкогольной продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции.
|
|
В августе 1996 г. Правительство приняло Постановление «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией», сузившее перечень мест, где разрешена реклама такой
1 ФЗ «О рекламе» (от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ)
продукции, до «организации, осуществляющей продажу этой продукции»1. Депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении поправки в закон «О рекламе», ограничивающие рекламу пива. Нельзя будет рассказывать о его полезности, показывать, что его потребитель добивается жизненных успехов, и использовать образу людей и животных.
Начав разговор о рекламе табачных изделий с некоторых пространственных характеристик рекламы, мы, по сути дела, затронули и ее содержание, т.е. вышли на объект рекламы. И приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что по соображениям морали или заботы об общественном или индивидуальном здоровье, по соображениям защиты слоев общества, которым реклама отдельных товаров (услуг, продуктов) может повредить, государство регламентирует доступ такой рекламы к наиболее массовым каналам, а внутри их — к наиболее сильным по своему воздействию на аудиторию. Ясно, что критерии отбора объектов для «табуирования» чрезвычайно различные в разных странах (в мусульманских странах один набор, а в католических — другой и т.д.).