Эти и другие открытия и изобретения в области техники свидетельствуют о том, что:
1) средневековая техническая мысль не прерывает традиций античности, и соответственно подготавливает (и во многом предвосхищает) период возрождения и реформации, а во-вторых, может быть, к сожалению, собственно теоретическая составляющая технической мысли была менее развита, чем в Античности и тем более в Возрождении, т.е. больший акцент уделяется на собственно техническую практику и эмпирические опытные исследования.
Лекция № 12 (05 марта 2008 г.).
Классический позитивизм
Тезис № 1.
Позитивизм как философское направление прошёл длительную эволюцию, и в истории философии разные авторы выделяют разные периоды этого направления. Большинство же из них (историков-философов) характеризует следующие этапы эволюции позитивизма:
1. Первый этап – классический позитивизм. Здесь имеются в виду философские взгляды Огюста Конта, Герберта Спенсера, английского философа Милля (Милль), хронологически это 30-е – 80-е годы 19 столетия (1830–1880 гг.).
2(1). Второй этап – махизм. Виднейшие представители: Эрнст Мах, английский философ Пирсон, Петцольд, Освальд, Богданов, Базаров, Юшкевич и прочая публика. Хронологически это 80-е годы 19 столетия – 10-е годы 20 столетия (1880–1910 гг.).
3(1). Третий этап (стадия) – логический атомизм. Его представляют такие мыслители: Рассел Бертран, Людвиг Видгенштейн. Хронологически это 10-е – 20-е годы прошлого столетия (1910–1920 гг.).
4(2). Следующий этап собственно неопозитивизм, 20-е – 40-е годы прошлого столетия (1920–1940 гг.). Этот период ещё называют философией Венского кружка. Представители: Айер, Шлик, Рудольф Карнап.
5(3). С 40-х – 60-х годов третий этап эволюции позитивизма, он получил название – постнеопозитивизм. Представителями – Карл Поппер, Имрэ Лакатош (Локатос), Томас Кун, Пол Феерабент (анархическая теория познания), Стивен Туллин, Конрад Лоуренс, Жан Пеотеп и др.
Отметим с приятностью, что в 20-м веке позитивизм в своих разных стадиях вынужден был изменять (подправлять, корректировать) свои философские позиции, философскую концепцию как в результате критики изнутри, так и в результате критики извне со стороны, в частности, отечественных философов СССР.