«Есть только один способ, заставить людей следовать за вами, а именно: двигаться вперед быстрее, чем они».
(Ф. Пикабла)
Склонность к лидерству проявляется в раннем детстве и развивается как качество личности, проявление которого является средством самоутверждения и самоопределения личности.
Трудно представить человека, который не стремился бы к достижению высшего результата.
Лидер – ведущий – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Очень часто путают понятия «лидер» и «организатор».
Организатор – тот, кто управляет конкретной деятельностью, решает как делать, объединяет людей для совместного дела.
Лидер выдвигает деятельность. А какие же качества определяют лидера? (по А. Н. Лутошкину)
- компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;
- активность – умение действовать энергично, напористо;
- инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;
- общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;
|
|
- сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;
- настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
- самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;
- работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу;
- наблюдательность – умение видеть, мимоходом отличать важное, замечать детали;
- самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;
- организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
Этими качествами обладают не только лидеры, но и те, кто может ими стать.
Специфические качества лидера (своеобразные индикаторы лидерского таланта).
Организаторская проницательность.
Тонкая психологическая избирательность. Способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных способностей, настроения.
Способность к активному психологическому воздействию.
Разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации.