Стратегии и тактики поведения в конфликте

1. Противоборство – навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения. Принцип этого стиля: «Или все – по-моему, или совсем ничего».

Применение уместно, если:

§ Ситуация критическая и исход конфликта очень важен для вас;

§ Вы уверены в своей правоте, и правота значит для вас больше, чем развитие отношений;

§ Вы имеете заведомо более сильные позиции, чем ваши оппоненты;

§ Вы обладаете сильной волей, достаточным авторитетом, властью.

Применение неуместно, если:

§ Попытки сотрудничества еще не были предприняты;

§ Важно участие других и развитие отношений;

§ Слишком часто применяется;

§ Оппоненты «потеряют лицо», утратят уважение к себе.


2. Компромисс – стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки.

Принцип этого стиля: «Я уступаю немного, если вы тоже готовы уступить».

Применение уместно, если:

§ Участие других важно, но времени недостаточно;

§ Хоть какое-то решение предпочтительней полного застоя;

§ У сторон одинаково убедительные аргументы и равная власть;

§ Возможно промежуточное решение, так как другие подходы к решению проблемы оказывались неэффективными.

Применение неуместно, если:

§ Творческий выход из положения совершенно необходим;

§ Последствия компромисса для вас неприемлемы.


3. Уступка – стороны действуют совместно, но при этом не пытаются отстаивать собственные интересы в целях сглаживания отношений.

Принцип этого стиля: «Все, что вы хотите…».

Применение уместно, если:

§ Дело вас практически не трогает или вы бессильно предотвратить действия вашего оппонента;

§ Важнее восстановление спокойствия и сохранение добрых отношений;

§ Вы осознаете, что правда все равно на вашей стороне;

§ Вы чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

Применение неуместно, если:

§ В результате вы затаите ненависть;

§ Этот стиль используется по привычке с тем, чтобы заслужить одобрение других (результат – депрессия и потеря уважения к себе).


4. Избегание – если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон, либо стороны просто не жалеют тратить время и силы.

Принцип стиля: «Конфликт? Какой конфликт?».

Применение уместно, если:

§ Проблема и дальнейшее развитие отношений маловажны;

§ Недостаточно времени и решения необязательны;

§ Нет реальной власти, но есть желание предотвратить действия другого;

§ Хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять решение;

§ Считаете, что в конфликте участвуют трудные для общения люди – грубияны, жалобщики, нытики и т.п.

Применение неуместно, если:

§ Само дело и развитие отношений для вас важны;

§ Применяется по привычке к большинству проблем (приведет к взрывам или замораживанию отношений);

§ Результат может стать неприятный осадок и отрицательные эмоции;

§ Люди нуждаются в конструктивном столкновении лицом к лицу.


5. Сотрудничество – наиболее трудная тактика, но и наиболее эффективная в конфликтных ситуациях. Преимущество – стороны находят наиболее приемлемое решение, превращаются из оппонентов в партнеров.

Принцип стиля: «Давайте посмотрим, как мы оба можем достичь того, чего хотим».

Применение уместно, если:

§ Сама проблема так же важна, как и отношения;

§ Позиции сторон хорошо известны и есть время и энергия на обсуждения;

§ Если каждый из подходов к проблеме важен, но не допускает компромиссных решений;

§ Стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.

Применение неуместно, если:

§ Проблема маловажная и недостаточно времени;

§ Ситуация перегружена «разбирательствами»;

§ Стремления другой стороны неоправданны.

Способы успешного разрешения конфликта

1. Самый лучший способ – компромисс.

2. Ставьте себя на место другого человека.

3. Заключайте договоры с партнером.

4. Не затягивайте конфликт.

5. Результатом должны быть довольны обе стороны.

ПРИЕМЫ

Предлагаем вам освоить некоторые общие приемы технологии убеждающего воздействия. Они характеризуют говорящего, представляют его имидж.

1. «Эффект первой фразы». Проявляйте свою индивидуальность, вызывая интерес слушающих к себе.

2. «Эффект паузы» и «Эффект интонации». Держите слушателя в интеллектуальном и эмоциональном напряжении.

3. «Эффект экспромта». Умейте найти слова, относящиеся к конкретной обстановке и конкретному человеку.

4. Чем короче говоришь, тем больше скажешь. Еще Вольтер справедливо заметил, что секрет быть скучным состоит в стремлении рассказать все.

5. Все хорошо в меру. Это касается и серьезности, и иронии, и горячности, и юмора.

6. Дайте возможность высказаться до конца. Стремитесь искренне и серьезно понять точку зрения другого, не отвергая ее сразу.

7. Опережайте возможную критику. Ошибку признайте быстро и решительно.

8. «Эффект обвинения». Высказывайте только одно обвинение, критикуйте ошибки оппонента, а не его личные качества.

9. Секрет Сократа. Задавайте такие вопросы, чтобы собеседник вынужден был говорить «Да».

10. Метод вигильности (зоркость, бдительность). Уклоняйтесь от дискуссии, чтобы переубедить упрямца.

11. Способ бумеранга. Используйте аргумент или тезис оппонента против него.

12. Право на заключительное слово. Придерживайте к концу разговора важные сведения.

13. Нейтралитет спора. Высший класс мастерства спора - помочь оппоненту остаться в рамках правил и принципов спора.

14. Кодекс взаимоотношений. Найдите верный тон, необходимую дистанцию общения.

15. «Самоприказ: Стоп! Кричать не надо!» сделайте паузу в разговоре. Глубоко вдохните, пройдитесь. Нужно обойтись без конфликта.

Техника «Я - высказывания».

§ у каждого человека своя точка зрения, свое мнение.

§ Прописываю свое состояние (плохо) /Описывать как мне плохо/

§ Мне кажется, что должно быть..., мне бы хотелось....

§ Сказать партнеру, что Я хочу.

Слова паразиты (агрессоры), которые нельзя использовать:

§ ты всегда, ты никогда…

§ этот, эти твои..., это твоя...

§ ты должен…

§ «ты враг народа»...

МОТИВАЦИЯ ПАРТНЁРА НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:

1. Наличие общей цели – «У нас одна цель, прожить сезон». (Правилино сманипулировать).

2. «Ты и я одной крови» - «Мы с вами одинаковы и равны». (Идентификация по какому-то признаку).

3. Подчеркнуть значимость вклада вашего партнёра в общее дело – «Ты столько сделал…».

4. Напомнить о том, что сделал я – «Мои ребята делают так и так…».

5. «Если…,то…; если будем…, то будет…».

6. Наличие атрибутов договора – пари, письмо, расписка, слово и т.д.

Конфликты неизбежны, т.к. это факт развития!

Удачи на экзамене и целине! J


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: