Систематизация нормативных актов и ее виды

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства в определенную систему. Необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Основные виды правовых актов:
1)Инкорпорация — это такое объединение нормативных актов, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники без изменения их нормативного содержания (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, издаваемый с 1999 г.).

2) Кодификация предполагает не только внешнюю обработку нормативного правового материала, но и изменение его содержания. Он представляет собой правотворческую деятельность. В процессе кодификации осуществляется «расчистка» законодательства от устаревших положений и происходит обновление нормативных установлений (кодексы, уставы, положения, правила).

3)Консолидация происходит объединение в одном нормативном правовом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений, нечто среднее между инкорпорацией и кодификацией.

Существует несколько видов учета. Журнальный учет в настоящее время применяется крайне редко. Более совершенный вид учета — картотечный. Однако наиболее совершенным и перспективным является компьютерный учет, осуществляемый при помощи специальных информационных банков данных (база данных Национального центра правовой информации, электронная версия Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, правовая база данных «Консультант - Плюс»).

13. Понятие, функции и структура Конституции Республики Беларусь.

«Конституция» от лат. constitutio– установление, строение.

Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий принципы ее взаимоотношений с обществом в целом и отдельными гражданами. Она наделена высшей юридической силой по сравнению с другими законодательными актами государства.

Любая конституция обладает совокупностью юридических, политических и идеологических свойств.

1)Юридические свойства конституции включают в себя: Верховенство по отношению к другим нормативным актам. К онституционные нормы обладают наивысшей юридической силой и лежат в основе всего национального права.

2)Политические - заключаются в том, что она фиксирует:
- предмет согласия различных социальных сил;
- результаты политической борьбы;
- состояние общественных отношений;
- программу развития государства и общества, являющуюся ориентиром для дальнейших действий государственных институтов.
3)Идеологические свойства конституции выражают:
- определенный тип мировоззрения;
- социально-политическую доктрину, характерную для общества и государства в данный период.
Ф-ии конституции:
1) учредительная — определяет систему органов государственной власти, их компетенцию и взаимоотношения друг с другом, а также с народом как источником государственной власти;
2) функция определения правового статуса человека и гражданина, их взаимоотношений с обществом и государством;
3) правообразующая — конституция является основой формирования правовой системы;
4) идеологическая - воздействие на субъектов конституционно-правовых отношений

Структура конституции - систему группировки конституционных норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы.
Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной - она имеет основную часть и заключительные переходные положения. Весь текст Конституции состоит из 146 статей.
Основная часть Конституции состоит из восьми разделов: разделы III, IV и VI состоят из глав (всего восемь глав).
В разделе I - основы конституционного строя.

Раздел II - посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.
Разделе III - основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума.

Раздел IV - посвященный статусу государственных органов (в нем закрепляются полномочия Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти).
Раздел V - касается местного управления и самоуправления, полномочия местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.
В разделе VI - нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов - Прокуратуры и Комитета государственного контроля.

Раздел VII -т нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь
Важнейшее значение имеет раздел VIII -в нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: