Экономическое и политическое положение Трансиордании накануне Второй мировой войны

В 30-е гг. основное внимание английские власти по-прежнему уделяли обеспечению своих стратегичес­ких интересов, пренебрегая развитием национальной экономики Трансиордании. Большая часть бюджетных ассигнований направлялась на со­здание военной инфраструктуры — строительство стратегических дорог и авиабаз в Аммане и эль-Маф-раке, других военных объектов, на содержание военно-полицейского и все более возраставшего бюрократического аппарата. В 1931 г. «Ирак Петролеум Компани» получила право на прокладку на территории Трансиордании нефтепровода от Киркука до Хайфы. Его сооруже­ние, начатое весной 1932 г., было закончено к концу 1934 г. В 1938— 1941 гг. была построена крупнейшая стратегическая магистраль — автомобильная дорога Багдад — Хайфа.

Год от года росло налогообложение населения. К 1939—1940 гг. доля прямых и косвенных налогов достигла 76,6% доходных статей бюджета страны. Бюджет постоянно сводился с дефицитом, что уве­личивало зависимость от Англии, предоставлявшей финансовую помощь на его покрытие.

В интересах англичан строилась политика Трансиордании с со­седними арабскими государствами. В марте 1931 г. был заключен договор о сотрудничестве хашимитским Ираком, а в марте 1933 г. — договор о взаимном признании и добрососедских отношениях с Сау­довской Аравией. В соответствии с последним Ибн Сауд снял свои притязания на Маан и Акабу, а Абдалла от имени Хашимитов отка­зался от притязаний на Хиджаз.

В 30-е гг. антиколониальное движение в Иордании переживало определенный спад: Народная партия утратила влияние и постепен­но сошла с политической арены. Лишь в бедуинских районах, где ве­лось строительство стратегических объектов, волнения не утихали. Эти районы были изъяты из компетенции правительства в 1930 г., а в 1933 г. управление ими было передано английскому офицеру, «спе­циалисту по бедуинам» Д.Б.Глэббу. Через несколько лет бедуинские районы были «умиротворены».

16 мая 1939. г. в англо-трансиорданский договор 1928 г. была внесена поправка, касавшаяся организации вооруженных сил Трансиордании. В соответствии с этой поправкой Арабский леги­он был реорганизован: в его состав была включена «стража пусты­ни», созданная ранее Глэббом для борьбы с бедуинами, и общая численность доведена до 1600 человек. 25 июня 1939 г. командующим легионом был назначен Глэбб, получивший к тому времени звание генерала и титул паши. Вскоре Глэбб стал фактическим правителем Трансиордании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: