Вундт (Wundt) Вильгельм

(1832 — 1920)

Виднейший немецкий психолог, основатель экспериментальной психологии. Родился в Штутгарте в семье пастора. Учился в университетах Тюбингена и Гейдельберга, а также в Берлинском университете у И. Мюллера. После защиты докторской диссертации в 1855 г. в течение многих лет работал под руководством Г. фон Гельмгольца в Гейдельбергском университете. В 1863 г. Вундт издает работу «Лекции о душе человека и животных», в которой формулирует программу построения двух частей новой психологии: экспериментальной психологии – для изучения более простых психических процессов, и культурно-историческая «психологии народов» - для изучения высших психических процессов. Этой программе он будет следовать в течение всей своей жизни. С 1864 по 1874 гг. Вундт был профессором физиологии в Гейдельбергском университете. В конце этого периода он публикует свою наиболее известную работу «Основы физиологической психологии», заложившую основу для развития психологии в качестве самостоятельной науки. С 1875 г. до конца жизни Вундт работал профессором философии в Лейпцигском университете. Здесь в 1879 г. он открыл первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную в 1881 г. в Институт психологии. В этом же году Вундт основал новый журнал «Философские учения», в котором публиковались сообщения о психологических работах, проводившихся в его институте (позднее журнал был переименован в «Психологические учения»).

С середины 1880-х по середину 1890-х годов Вундт, главным образом, работал над проблемами философии, правда, продолжая читать лекции по психологии, пользовавшиеся исключительным вниманием у слушателей. Лишь в 1896 г. он возвращается к проблемам психологической теории, публикуя книгу «Очерк психологии», в которой впервые последовательно излагает принципы своей психологической системы. Однако, этот труд Вундта уже не имел того научного резонанса, который сопровождал появление его более ранних психологических работ. Тем не менее, Вундт считал работу по созданию основ экспериментальной психологии, в основном, выполненной. Последние 20 лет жизни он посвящает второй части своей научной программы – разработке культурно-исторической психологии, названной им «Психология народов». С 1900 по 1920 гг. вышло 10 томов этого грандиозного труда, едва замеченного научной общественностью.

Компликации, примером которых может быть впечатление, производимое острием кинжала, включающего осязательный и зрительный образы одновременно. Аналогично, среди последовательных ассоциаций различаются процессы чувственного узнавания и познания, а также процессы воспоминания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: