У Ч Е Б Н И К И
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оглавление
Введение
Глава 1. Предмет государственного и муниципального управле
ния. Государство как субъект управления общественными про
цессами..................................................................................... 13
Глава 2. Объективные основы и субъективный фактор государ
ственного и муниципального управления............................ 34
Глава 3. Структура государственного и муниципального управ
ления. Сравнительный анализ целеполагающих, функциональ
ных и организационных элементов. Общее и особенное в раз
ных странах мира...................................................................... 60
Глава 4. Общественные процессы как объекты государственного
и муниципального управления: свойства, организация, законо
мерности и функционирование.............................................. 85
Глава 5. Цели. Функциональная структура. Государственная по
литика. Стратегия в управлении........................................... 103
Глава 6. Организация государственного и муниципального уп
равления. Федеральные, региональные и местные органы.... 125
Глава 7. Влияние федеративного устройства на организацию го
сударственного управления и местного самоуправления. Наци
ональный компонент в управлении..................................... 148
|
|
6 Оглавление
Глава 8. Типичное и уникальное в государственном и муници
пальном управлении экономикой, социальной и духовной сфе
рами. Управление конфликтными ситуациями.................. 169
Глава 9. Свобода и ответственность в государственном и муни
ципальном управлении.......................................................... 188
Глава 10. Сущность местного самоуправления. Становление и
развитие местного самоуправления в России. Европейская хар
тия о местном самоуправлении............................................ 212
Глава 11. Территориальные основы местного самоуправления. Муниципальные образования как социально-экономические
системы................................................................................... 240
Глава 12. Финансово-экономические основы местного самоуп
равления. Бюджет муниципальных образований.............. 265
Глава 13. Организационные формы местного самоуправления.
Состав органов местного самоуправления, их функции и полно
мочия....................................................................................... 295
Глава 14. Контроль в системе местного самоуправления. Обеспечение прав и свобод граждан, ответственность должностных
лиц органов местного самоуправления............................... 318
Глава 15. Структура управленческой деятельности....................... 340
Глава 16. Кадровый потенциал государственного и муниципаль
ного управления.................................................................... 360
Глава 17. Информационное обеспечение государственного и му
ниципального управления. Информационные качества управ
ленческих решений................................................................ 384
|
|
Глава 18. Стиль государственного и муниципального управления. Единство правовых институтов и человеческого поведения.
Способы преодоления бюрократизма.................................. 399
Глава 19. Объективация государственного и муниципального
управления............................................................................... 417
Глава 20. Измерение эффективности государственного и муниципального управления. Критерии, показатели и процедуры.
Сравнение с другими странами........................................... 434
Глава 21. Факторы и источники рациональности и эффектив
ности государственного и муниципального управления. Зару
бежный опыт........................................................................... 458
Заключение............................................................................ 485
Введение
Это — первый учебник по курсу «Система государственного и муниципального управления», написанный не только в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и соответствующей программы, но и на основе концептуальных выводов из истории российской государственности, ее сегодняшнего состояния и перспектив развития. Публикаций по вопросам государственного и муниципального управления, как известно, много, но однако это не свидетельствует об их целенаправленности и практической отдаче. Давно стоило задуматься над тем, почему о государственном и муниципальном управлении пишут и пишут, ему обучают уже сотни вузов, а уровень реального государственного и муниципального управления развитием общественных процессов явно желает лучшего. Видимо и здесь существуют какие-то причины, над которыми необходимо размышлять.
Данный учебник принципиально отличается от всех других публикаций по государственному и муниципальному управлению.
Прежде всего в учебнике дана совершенно иная интерпретация сущности (понятия) управления, нежели принятая во множестве публикаций, в том числе и изданных в нашей академии. Управление рассматривается как реальное управляющее (т.е. це-леполагающее, организующее и регулирующее) воздействие субъекта любого вида власти (авторитета) на общественные явления, отношения и процессы, сознание, поведение и деятельность людей, вследствие которого что-то сохраняется, изменя-
8 Введение
ется, развивается. Это — не управленческая деятельность, посредством которой все, как заколдованные, раскрывают суть управления, а только и исключительно ее результат (итог), который может быть, а может и не быть, да к тому же быть разным: созидательным или разрушительным, развивающим или тормозящим, умным или глупым, злокозненным или добрым и т.д. и т.п. Разве во времена разрушения Российской империи в 1917 г. и Советского Союза — в 1991 г. в органах государственной власти не осуществлялась управленческая деятельность? Конечно, скажут все, осуществлялась. А порождала ли эта деятельность управляющие воздействия, направленные на сохранение страны и вывод ее из кризиса? Думаю, каждый согласиться с тем, что нет.
Все кажется предельно очевидным, убеждает на каждом шагу и множеством фактов, но у нас по-прежнему в качестве управления фиксируют управленческую деятельность, которой вроде и много (управленческих решений и организационных мероприятий), но созидательных, результирующих управляющих воздействий получается совсем мало.
Да и подход к управлению как к сложному упраачяющему воздействию заставляет по-новому подойти к анализу огромного числа элементов и взаимосвязей государственного и муниципального управления, в том числе и к исследованию самой управленческой деятельности. Учебник все это предлагает читателю.
|
|
Далее аргументируется иная, чем принято, интерпретация понятия «система государственного и муниципального управления». Обычно, в традиции, восходящей к советским, а может быть, и более ранним временам, под этим понятием подразумевается система органов государственного и муниципального управления, которая и описывается в юридических и организационных параметрах (правовые статусы, компетенция, внутреннее построение и т.п.). Удовлетворяются также показом того, как и кем создаются данные органы и каким образом в них замещаются государственные и муниципальные должности и тому подобное.
Вопросы же обусловленности конкретной системы органов государственного и муниципального управления, ее связи с обществом, жизнедеятельностью людей, предназначения, обязанностей, оценки деятельности и логически вытекающие из этого другие вопросы редко кто ставит.
Введение
Между тем, если есть органы государственного и муниципального управления как субъекты управления, то им должны корреспондировать управляемые объекты, т.е. какие-то виды человеческой (социальной) активности, на которые первые призваны направлять свои управляющие воздействия. Ибо при отсутствии управляемых объектов существование субъектов управления теряет всякий смысл.
В учебнике проводится сквозная идея — управляемыми объектами для всех видов управления, в том числе государственного и муниципального, выступает разного рода деятельность людей по воспроизводству материальных и духовных продуктов и социальных условий жизни, иными словами, потребительских ценностей, т.е. все, без чего невозможно существование человека. Разумеется, управляемые объекты составляют суть общества, его внутреннюю активность, и в свободном, гражданском обществе они обладают высокой степенью собственного самоуправления. В то же время они подлежат управляющим воздействиям со стороны органов государственного и муниципального управления. Проблема (ре&тьная и практическая) заключается в том, какими по отношению к разным управляемым объектам должны быть эти управляющие воздействия (их содержание, виды, диапазон, мера и т.д.).
|
|
Поэтому под системой государственного и муниципального управления понимаются единство и взаимосвязь органов государственного и муниципального управления и тех управляемых объектов, в отношении которых они реализуют свои управляющие воздействия: их сохраняют, изменяют или развивают. Практически в такой системе осуществляется сложное взаимодействие между органами государственного и муниципального управления и управляемыми объектами, в которое каждая из сторон вносит свой «вклад».
Без уяснения сути понятия «система» трудно разобраться со множеством элементов управления: цели, функции, структура, процесс, обеспечение, результаты, эффективность и др. Здесь — ключ ко всему содержанию концепции, изложенной в учебнике. Ведь людям, обществу нужны не субъекты (органы) управления, а надлежащее состояние производительных сил, высокий уровень нашего благосостояния, защищенности и безопасности, что воспроизводится главным образом управляемыми объектами (при помощи, конечно, и субъектов управления).
10 Введение
Особенностью учебника является также то, что в нем государственное и муниципальное управление раскрываются во взаимосвязи, в рамках единого государственного аппарата страны. За исходное взято положение ст. 3 Конституции РФ:
«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Реально существуют единое государство, единая государственная власть, единый государственный аппарат, единое государственное и муниципальное управление, единая государственная и муниципальная служба, что не мешает выделению их специфики, дифференциации и конкретизации, разделению и распределению, совершенствованию и модернизации и другой «работе» с этими комплексными государственно-правовыми явлениями.
В учебнике учтено все своеобразие института местного самоуправления, посредством которого граждане в условиях демократического правового государства имеют возможность по месту своего проживания самостоятельно вести дела коллективной жизнедеятельности, а также те, которые носят государственный характер и важны для них. Одновременно акцент делается не столько на различении и, уж тем более, не на противопоставлении органов местного самоуправления и органов государственной власти, сколько на их близости, совпадении, взаимодействии, общности интересов. Те и другие представляют собой органы власти, принадлежащей народу, по природе и предназначению являются органами управления, принимают в пределах своей компетенции правовые акты, равно обязаны действовать в режиме законности, формируются через демократические процедуры, предназначены для обеспечения прав и свобод человека и гражданина и т.д. Сотрудничество, субординация и координация всех органов государственной власти и местного самоуправления, укрепление целостности государственного аппарата соответствуют интересам общества и служат гарантией его устойчивости и динамического развития.
В учебнике использованы мировой опыт государственного строительства, международные документы и научная литерату-
ведение 11
pa, изданная в других странах. Однако авторы учебника опираются на российский исторический опыт, наши естественно-общественные формы жизнедеятельности, объективные условия (географические, почвенно-климатические и др.) проживания и ведения хозяйствования, на уровень развития нашего субъективного фактора, на наши менталитет, традиции многоконфессионального и многонационального сожительства, мировоззрение, мирочувствование и на наш язык общения. Дело в том, что не существует каких-либо универсальных явлений, отношений и процессов, применяемых везде и вся. В мире имеется только типичное, которое предполагает приспособление, «имплантирование» к конкретным обстоятельствам места и времени действия конкретных людей и созданных ими структур.
Многие явления получили широкое распространение, например, демократия, собственность, право, законность, рынок, права и свободы человека и т.п., но для их реальности и эффективности необходимо каждый раз их использовать с учетом и на основе соответствующих объективных и субъективных условий и факторов. Россия всегда была включена в мировой процесс, много брала из него и многое ему отдавала, о чем нельзя забывать. Сегодня, когда интенсивно идут глобализация и информатизация, такие взаимозависимости еще более возросли. Важно воспользоваться достижениями науки и практики мира, однако выстроить свой образ жизни и адекватную ему систему государственного и муниципального управления.
Главное в этой системе не просто ее соответствие каким-то образцам (европейским или американским, китайским или японским и т.д.), а эффективность ее управляющих воздействий в целях обеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития российского общества. В этом отношении мало пользы от споров, что лучше и что укреплять: государственное управление или местное самоуправление; менеджмент (управление со стороны собственников); общественное управление (со стороны общественных объединений); групповую саморегуляцию (самоорганизацию); целесообразное поведение человека. Всему надо придавать должное значение, ибо каждый вид управления имеет свое применение, свои субъекты и объекты управления. Актуально налаживание взаимодействия между всеми видами и структурами управления, поскольку только они все вместе способны придать обществу и государ-
12 Введение
ству, как его форме, искомый уровень управляемости своей жизнедеятельности. Общая направленность идей и суждений учебника в таком смысле везде соотносится с тем, как они влияют на рациональность и эффективность управления. Кроме того, отдавая должное другим видам управления, в учебнике подчеркивается, что жизнь людей всегда привязана к территории, носит комплексный характер, сочетает в себе экономические, социальные, духовно-культурные, политические, информационные и иные процессы и, следовательно, зависит от состояния государственного и муниципального управления.
В управлении накопилось много проблем, и логично, что в стране отрабатываются разные реформы по его совершенствованию: административная, «федеративная», местного самоуправления, государственной и муниципальной службы и др. Надеемся, что изучение всех тем учебника поможет в понимании замыслов и содержания реформ и будет способствовать их позитивной реализации.
© Атаманчук Г.В.
Глава 1
Предмет государственного
и муниципального управления.