МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
(пособие для студентов и учителей начальных классов)
г.Выборг
2012 год
Автор – составитель:
Солодкова Е.Ю., преподаватель Выборгского института (филиала) АОУ ВПО «ЛГУ им.А.С.Пушкина»
Редактор:
Методическое пособие содержит сведения о значении, технологии проведения практических работ, а также дидактический материал, который можно использовать на уроках окружающего мира в начальной школе.
Пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, а также учителей начальных классов
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | стр. | |
Практическая работа на уроках окружающего мира | стр. | |
Средства обучения на уроках | стр. | |
Практическая работа – опыты | стр. | |
Практическая работа в рабочих тетрадях | стр. | |
Приложение | стр. | |
Практическая работа- работа с разными материалами | стр. | |
Практическая работа- знакомство с полезными ископаемыми | стр. | |
Практическая работа – знакомство с растительным миром | стр. | |
Практическая работа – знакомство с животным миром | стр. | |
Практическая работа – знакомство со свойствами воды | стр. | |
Практическая работа – знакомство со свойствами воздуха | стр. | |
Практическая работа – знакомство с термометром | стр. | |
Практическая работа – ориентирование на местности | стр. | |
Практическая работа – знакомство с разнообразием веществ | стр. | |
Практическая работа – организм человека | стр. | |
Практическая работа – экологическая безопасность | стр. | |
Список литературы | стр. |
1.ВВЕДЕНИЕ
Прекрасная пора детства! Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Специфика курса «Окружающий мир» в начальной школе состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Окружающий мир - это мир, полный загадок, тайн, вопросов и правил, которые ребенок должен сам открыть, чтобы их осознать и принять.
Наблюдая, сравнивания, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы естественно-научного знания в процессе активной познавательной деятельности.
.