Государственное регулирование в сфере экономической деятельности

Тема 6. Основы правового регулирования экономической деятельности.

Понятие правового регулирования экономических отношений.

Правовое регулирование экономических отношений представляет собой деятельность компетентных государственных органов, их должностных лиц по упорядочиванию особой группы общественных отношений – экономических, путём издания соответствующих нормативно-правовых актов, а в необходимых случаях индивидуальных регламентированных решений в соответствии с этими нормативно-правовыми актами.

Среди отраслей российского права, при помощи которых производится непосредственное правовое регулирование экономических отношений, можно выделить следующие:

-предпринимательское право;

-гражданское право;

-международное частное право;

-налоговое право;

-финансовое право;

-банковское право.

Каждая из названных отраслей права имеет свой предмет и метод правового регулирования, соответственно изучает экономические отношения в строго определённом срезе.

Кроме этого, ряд отраслей российского права устанавливают определённую ответственность за несоблюдение требований законодательства, регулирующего экономическую деятельность. К ним можно отнести: административное право, уголовное право.

Государственное регулирование в сфере экономической деятельности.

При переходе к рыночной экономики ее главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, дает импульс развитию научно-технического прогресса и в то же время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентоспособное производство. Воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где в качестве главных способов воздействия выступали директивные команды государственного руководства хозяйством на основе планов, а экономические меры находились на втором месте.

Необходимость государственного воздействия определяется такими требованиями охраны публичных интересов, как

1. обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

2. формирование государственного бюджета;

3. защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

4. обеспечение занятости населения;

5. обеспечение безопасности и обороны страны;

6. реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;

7. соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности.

Как видно из этого перечня задач, решаемых государством, все основания для государственного воздействия лежат в сфере публичных интересов. Частный интерес защищается в условиях рынка на путях правосудия, а также государственным вмешательством тогда и в той мере, в какой он сочетается с публичным.

Соответственно целесообразно отметить цели воздействия: 1. единая цель – реализация и защита публичного интереса; 2. создание условий цивилизованного рынка; 3. стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса; 4. комплексное решение макроэкономических проблем; 5. социальная защита всех слоёв населения.

Государственное воздействие проявляется на всех стадиях экономического цикла: 1) доэксплуатационная стадия (государственная регистрация, лицензирование); 2) эксплуатационная стадия – стадия производства в экономическом смысле; 3) постэксплуатационная стадия: налоги, статистическая отчётность. Наиболее полно государственное воздействие проявляется в следующих сферах: государственная регистрация, несостоятельность, лицензирование, антимонопольное регулирование.

Государственное регулирование в сфере экономики многообразно. Необходимо учитывать, что государство действует на нескольких уровнях: а) на федеральном – в качестве федерального собственника и представителя интересов всего общества; б) на уровне республики, которая находясь в составе Российской Федерации, является собственником своих имущественных фондов и соответственно выражает интересы народа республики; в) на уровне краёв, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга, являющихся собственниками закреплённого за ними государственного имущества и выражающих интересы населения их территорий; г) на уровне автономной области и автономных округов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: