Содержание. Общая часть. Назначение Состав Размещение

Общая часть………………………….…………………….………… Назначение…………………………………………………………… Состав ………………………………………………………………… Размещение ………………………..………………………………… Сигнализация о пожаре ……………………………….………….. Работа системы пожарной защиты ……………………………… 6 Сигнализатор пожара УСП-2……………………………….…… 7 Блок преобразования сигналов и контроля системы пожарной защиты БПСК СПЗ 8 Система СПС - БГО Проверка системы СПЗ на самолете Стр.  

1ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1НАЗНАЧЕНИЕ

Пожарное оборудование самолета предназначено для обнаружения, сигнализации и ликвидации очагов пожара в отсеках двигателя и ВСУ, для сигнализации о наличии пожара в отсеках самолета, а также для тушения пожара в кабине самолета.

Структурная схема пожарного оборудования самолета приведена на рис.1.


Система пожарной сигнализации обеспечивает:

- сигнализацию о возникновении пожара;

- сигнализацию о месте возникновения пожара;

- автоматическое включение огнетушителя первой очереди пожаротушения;

- ручное включение огнетушителей первой и второй очереди;

- автоматическое включение огнетушителей в отсеки гондол двигателей при посадке на фюзеляж;

- выдачу сигнала «ОТКАЗ СПС» при обрывах в цепях хотя бы одного канала светосигнализаторов пожара;

- автоматизированный контроль исправности каналов сигнализаторов пожара в полете;

- тестовый контроль исправности СПЗ на земле;

- выдачу сигнализации об отказах в каналах сигнализаторов и цепях пиропатронов;

- сигнализацию о наличии пожара в переднем грузовом отсеке, багажно - грузовом отсеке и дыме в туалете.

Электропитание СПЗ осуществляется постоянным током напряжением +27 В от аварийных шин левого и правого ЦРУ +27 В.

Система пожаротушения обеспечивает:

- тушение в автоматическом или ручном режиме пожара в защищаемых отсеках гондол МДУ и ВСУ;

- автоматическую подачу огнегасительного вещества в защищаемые отсеки гондол МДУ при аварийной посадке самолета на фюзеляж (с невыпущенным шасси).

2 СОСТАВ

2.1 Блок БПСК СПЗ – блок преобразования сигналов и контроля системы пожарной защиты

– Устройство обработки сигналов УОС СПЗ;

– Пульт контроля ПК СПЗ;

2.2 Сигнализаторы пожара УСП-2 (поставляются отдельно и устанавливаются по 27 шт. на каждый маршевый двигатель и 18 шт. на вспомогательную силовую установку).

2.3 Система пожарной сигнализации багажно-грузового отсека.

2.4 Огнетушители 1-6-3М (2 шт.)

2.5 Сигнализатор давления МСТВ-16СМ

2.6 Пульт СПЗ

3 РАЗМЕЩЕНИЕ НА САМОЛЕТЕ

3.11 Устройство обработки сигналов УОС СПЗ расположено в пассажирской кабине под полом по левому борту в районе 22-24 шпангоута.

Пульт контроля ПК СПЗ установлен на правом пульте предполетной подготовки.

3.2 Датчики УСП-2 устанавливаются в мотогондолах маршевых двигателей и отсеке ВСУ (вспомогательной силовой установки).

3.3 Элементы сигнализации расположены на переднем пульте летчиков и на пульте СПЗ.

3.4 Огнетушители 1-6-3М расположены под левым и правым зализами крыла
22-24 шп.

3.5 Сигнализаторы МСТВ-16СМ расположены непосредственно на огнетушителях.

3.6 Пульт СПЗ расположен на верхнем пульте летчиков.

Система пожаротушения силовых установок состоит из двух стационарных огнетушителей 1-6-3М (1 – сферическая форма, 6 – литры, 3 – количество пиропатронов, М – наличие сигнализатора давления МСТВ), трубопроводов и распылительных коллекторов и обеспечивает подачу огнегасительного вещества в защищаемые отсеки двигательных установок.

4 СИГНАЛИЗАЦИЯ О ПОЖАРЕ

Самолет оборудован системой сигнализации о пожаре в отсеках МДУ и ВСУ.

БПСК СПЗ предназначен для обнаружения пожара в отсеках гондол МДУ и ВСУ, сигнализации и пожаротушения.

Для сигнализации о наличии пожара в переднем и заднем багажных отсеках самолета предназначена система СПС БГО, состоящая из блока БС и шести датчиков дыма ДД.

Для ликвидации очагов пожара в кабинах самолета – в них установлены ручные переносные огнетушители ОР1 и ОР2.

В случае возникновения пожара в отсеках гондол МДУ и ВСУ блок БПСК СПЗ обеспечивает сигнализацию пожара и автоматическое включение первой очереди пожаротушения в горящий отсек.

Исполнительными элементами системы пожарной защиты являются пиропатроны огнетушителей, состоящие каждый из двух пирозапалов в трех пироголовках каждого из двух огнетушителей 1-6-3М.

БПСК СПЗ выдает сигнал на включение огнетушителя при срабатывании хотя бы двух каналов сигнализаторов пожара (канал – три сигнализатора УСП-2, соединенные последовательно).

При возникновении пожара в отсеке какой-либо двигательной установки срабатывают огнетушители. Срабатывают огнетушители в две очереди, по одному огнетушителю в каждой очереди.

Первая очередь срабатывает автоматически, при этом загорается красные световые табло ПОЖАР на центральном пульте летчиков, желтые световые табло 1 ОЧЕР и красные кнопки табло соответствующей двигательной установки (закрыты предохранительными колпачками).

Для сигнализации саморазрядки огнетушителей – по левому и правому бортам в районе шпангоута № 23 установлено по одному красному сигнальному диску, отсутствие которого свидетельствует о саморазряде огнетушителя, установленного в этом зализе.

Контроль за работой системы пожарной защиты и управление пожаротушением осуществляется с пульта управления и индикации СПЗ (далее пульт СПЗ), кроме того информация о пожаре выводится в БУР-92А, через систему аварийной сигнализации САС-4-16 – на табло ПОЖАР, в виде звуковой сигнализации – в телефоны летчиков и на подсвет табло и кнопок табло пульта СПЗ.

Контроль исправности СПЗ перед полетом (только на земле) осуществляется с пульта ПК СПЗ (блок БПСК СПЗ).

В режиме КОНТРОЛЬ на цифробуквенном индикаторе ПК СПЗ высвечивается маркерная линия, на верхнем пульте летчиков горит табло ²СПЗ не включена², при этом система пожаротушения не задействована. В режиме РАБОТА табло ²СПЗ не включена² не горит, маркерная линия на ПК СПЗ не высвечивается.

В случае отказа датчика УСП-2 загорается табло ²СПС отказ² (верхний пульт летыиков).

Для уменьшения вероятности возникновения пожара и локализации возможных очагов пожара на самолете предусмотрены:

- рациональная компоновка агрегатов, систем и оборудования;

- применение огнестойких, огненепроницаемых и самозатухающих материалов;

- электропроводка к сигнализаторам пожара выполнена из огнестойких материалов;

- дренаж мест возможного скопления жидкостей;- установка в топливных магистралях на входе в двигатели перекрывных (пожарных) кранов;

- отделение пожароопасных отсеков от других отсеков противопожарными перегородками и экранами, выполненные из огненепроницаемых материалов;

- уплотнение отверстий, выполненных в противопожарных перегородках, прилегающими огненепроницаемыми.


5 Работа системы пожарной защиты

Для примера ниже рассмотрен случай ликвидации пожара в гондоле двигателя №1.

При возникновении пожара и срабатывании любых двух каналов сигнализаторов пожара, находящихся в зоне пожара, сигнал поступает на УОС СПЗ. УОС через САС выдает сигнал на два красных табло ПОЖАР, красное поле табло «1 ОЧЕР» первого двигателя на пульте управления и индикации, сигнал о пожаре записывается в регистратор БУР-92А.

Загорание в проблесковом режиме табло «ПОЖАР» сопровождается прерывистым зуммером в телефонах летчиков, УОС выдает команду на срабатывание двух пирозапалов в пироголовке огнетушителя первой очереди (левый огнетушитель), соединенной трубопроводом с отсеками гондолы первого (левого) двигателя.

Происходит разряд огнетушителя в этот отсек. УОС получая сигнал от сигнализатора давления МСТВ-16СМ контролирует разрядку огнетушителя, выдавая информацию об этом на светосигнализатор 1 ОЧЕР пульта СПЗ и выдает в БУР-92 сигналы включения пиропатронов огнетушителя.

Если пожар ликвидирован – табло ПОЖАР гаснут, также гаснет красное поле кнопки – табло «1 ОЧЕР» первого двигателя.

Если пожар не потушен огнетушителем первой очереди – вручную включается огнетушитель второй очереди. Для чего откидывается вручную защитный колпачок пульта СПЗ и нажимается кнопка подрыва пиропатрона соответствующего двигателя (здесь 1 ДУ).

В случае если первая очередь пожаротушения системы не сработала, пожар обнаружен визуально – можно произвести подрыв пиропатронов первой очереди вручную. Для чего необходимо откинуть защитный колпачок пульта СПЗ и нажать соответствующую кнопку первой очереди

Примечание – При возникновении пожара в отсеке ВСУ – УОС одновременно с выдачей сигнала на включение двух табло ПОЖАР выдает сигнал в систему управления ВСУ (по этому сигналу принимается решение блоком БУК-9М на отключение ВСУ).

6 СИГНАЛИЗАТОР ПОЖАРА УСП-2

Сигнализатор пожара УСП-2 предназначен для контроля пожарной опасности при пожаре в отсеках гондол МДУ или ВСУ.

Основные данные УСП-2.

Электрическое сопротивление термобатареи, Ом…………………0,5±0,1

Термо-ЭДС при температуре горячих спаев (300 +10)0С, МВ……..28±4

Диапазон контролируемых температур, 0С……………………………180-300

Масса сигнализатора, кг не более………………………………………0,061

Чувствительным элементом сигнализаторов является комбинированная термобатарея из термоэлектродов термопар. Рабочими малоинерционными спаями термобатареи являются шарики диаметром (1-1,5) мм, получающиеся в результате сварки термоэлектродов. Нерабочими являются шарики диаметром (1-1,5) мм, получающиеся в результате сварки электродов. Рабочие и нерабочие спаи расположены открыто, без изоляции от внешней среды. Основание сигнализатора выполнено из термостойкой пластмассы, в которой армированы контактные штыри из нержавеющей стали. Штыри имеют различную резьбовую часть:

- плюсовую (1) - М5;

- минусовую (2) – М4.

Сигнализатор имеет предохранительный колпачок с окнами для обдува термобатареи. Крепление сигнализатора осуществляется за фланец при помощи винтов М4. На корпусе сигнализатора нанесена маркировка, состоящая из шифра изделия, месяца и года изготовления.

РАБОТА УСП-2

При быстром нагреве чувствительного элемента горячие (малоинерционные) спаи нагреваются быстрее холодных (инерционных), в результате чего на выходе сигнализатора возникает термо-ЭДС по величине которого блок БПСК СПЗ принимает решение о необходимости тушения пожара.

7 Блок преобразования сигналов и контроля системы пожарной защиты БПСК СПЗ

7.1 НАЗНАЧЕНИЕ

Блок преобразования сигналов и контроля системы пожарной защиты самолета БПСК СПЗ предназначен для выполнения следующих функций на земле и в полете:

– прием сигналов от датчиков пожара типа УСП в виде ЭДС и выполнение их преобразования;

– прием сигналов об исправности (неисправности) цепей запитки пиропатронов и сигналов от датчиков давления огнетушителей;

– выдачу сигналов о пожаре и сигналов от сигнализаторов давления огнетушителей на пульт СПЗ (системы противопожарной защиты) и в БУР-92 (аварийный регистратор);

– автоматизированный контроль исправности каналов датчиков пожара в полете в режиме РАБОТА и тестовый контроль исправности системы пожарной защиты на земле в режиме КОНТРОЛЬ;

– выдачу сигнализации об исправности и отказах на встроенный цифробуквенный индикатор ПК СПЗ;

– автоматическое включение огнетушителя первой очереди по сигналу ПОЖАР и ручное включение огнетушителей с пульта СПЗ;

– автоматическое включение огнетушителей в отсеки гондол двигателей при аварийной посадке на фюзеляж;

– выдачу сигнала в систему аварийной сигнализации ОТКАЗ СПЗ при наличии обрывов одного из каналов сигнализаторов пожара правого и левого двигателей самолета или ВСУ.

В таблице 1 приведены все возможные варианты информации выводимой на цифробуквенный индикатор пульта ПК СПЗ при проведении контроля перед работой системы.

7.2 Основные технические характеристики блока БПСК СПЗ

7.2.1 Число контролируемых каналов пожара – 24.

7.2.2 Число контролируемых цепей запитки пиропатронов –12.

7.2.3 Число контролируемых датчиков давления –2.

7.2.4 Частота опроса измерительных каналов в полете– не менее 1 Гц.

7.2.5 Порог срабатывания исполнительных устройств блока для выдачи сигнала о пожаре и на подрыв пиропатронов (33±3) мВ.

Критерий формирования сигнала о пожаре и на подрыв пиропатронов – наличие сигнала более 30мВ в двух любых измерительных каналах первого, второго двигателя или ВСУ.

7.2.6 Напряжение питания (27±4) В.

7.2.7 Потребляемый ток – не более 1,0 А.

7.2.8 Масса УОС СПЗ – не более 3,5 кг.

7.2.9 Масса ПК СПЗ – не более 0,5 кг.

7.3 Принцип действия, устройство и работа БПСК СПЗ

Принцип действия блока основан на преобразовании электрических сигналов (ЭДС) датчиков температуры УСП-2 в цифровые сигналы, их сравнении с записанными значениями в памяти центрального процессора и выработке управляющих электрических сигналов на подрыв пиропатронов, а также сигналов сигнализации, отображающей текущее состояние системы пожарной защиты.

7.4 Конструкция блока

7.4.1 Устройство УОС СПЗ выполнено в виде унифицированного блока, представляющего собой параллелепипед, в котором на вертикально расположенной плите с двух сторон установлены платы печатного монтажа – центральный процессор (ЦП) и плата исполнительных устройств и сигнализации (ИУС).

На передней панели УОС СПЗ расположен разъем ХР5, для записи рабочей программы в центральный процессор, клемма металлизации и две стопорных лапы. На задней панели УОС СПЗ установлены разъемы для подключения цепей измерительных каналов, контроля датчиков давления баллонов огнетушителей, цепей автоматического и ручного управления подрывом пиропатронов, а также цепей питания сигнализации и связи УОС СПЗ с ПК СПЗ.

Фиксация блока в рабочем положении осуществляется с помощью двух штырей и двух прижимных лап.

7.4.2 ПК СПЗ представляет собой унифицированный блок, устанавливаемый на панели в кабине самолета и имеющий на лицевой панели органы управления блоком БПСК СПЗ: переключатель рода работ ²КОНТРОЛЬ–РАБОТА², кнопку ПУСК, светодиодный индикатор ²СПЗ ИСПРАВНА² и информационный цифробуквенный индикатор для отображения информации о состоянии контролируемых цепей СПЗ самолета.

7.5 Блок схема БПСК СПЗ.

Блок схема БПСК СПЗ представлена на рисунке 2.

В блоке БПСК СПЗ предусмотрена цепь для раздельного питания (основного и резервного).



Таблица 1

№ п/п Полное наименование отказа Краткое наименование отказа высвечиваемое на табло ПК СПЗ
  1 двиг. 1 канал пожар 1ДВ 1К ПОЖ
  1 двиг. 2 канал пожар 1ДВ 2К ПОЖ
  1 двиг. 3 канал пожар 1ДВ 3К ПОЖ
  1 двиг. 4 канал пожар 1ДВ 4К ПОЖ
  1 двиг. 5 канал пожар 1ДВ 5К ПОЖ
  1 двиг. 6 канал пожар 1ДВ 6К ПОЖ
  1 двиг. 7 канал пожар 1ДВ 7К ПОЖ
  1 двиг. 8 канал пожар 1ДВ 8К ПОЖ
  1 двиг. 9 канал пожар 1ДВ 9К ПОЖ
  2 двиг. 1 канал пожар 2ДВ 1К ПОЖ
  2 двиг. 2 канал пожар 2ДВ 2К ПОЖ
  2 двиг. 3 канал пожар 2ДВ 3К ПОЖ
  2 двиг. 4 канал пожар 2ДВ 4К ПОЖ
  2 двиг. 5 канал пожар 2ДВ 5К ПОЖ
  2 двиг. 6 канал пожар 2ДВ 6К ПОЖ
  2 двиг. 7 канал пожар 2ДВ 7К ПОЖ
  2 двиг. 8 канал пожар 2ДВ 8К ПОЖ
  2 двиг. 9 канал пожар 2ДВ 9К ПОЖ
  ВСУ 1 канал пожар ВСУ 1К ПОЖ
  ВСУ 2 канал пожар ВСУ 2К ПОЖ
  ВСУ 3 канал пожар ВСУ 3К ПОЖ
  ВСУ 4 канал пожар ВСУ 4К ПОЖ
  ВСУ 5 канал пожар ВСУ 5К ПОЖ
  ВСУ 6 канал пожар ВСУ 6К ПОЖ
  1 двиг. 1 пиропатрон 1 огнетушитель 1ДВ 1ОГ 1П
  1 двиг. 2 пиропатрон 1 огнетушитель 1ДВ 1ОГ 2П
  2 двиг. 1 пиропатрон 1 огнетушитель 2ДВ 1ОГ 1П
  2 двиг. 2 пиропатрон 1 огнетушитель 2ДВ 1ОГ 2П
  ВСУ 1 пиропатрон 1 огнетушитель ВСУ 1ОГ 1П
  ВСУ 2 пиропатрон 1 огнетушитель ВСУ 1ОГ 2П
  1 двиг. 1 пиропатрон 2 огнетушитель 1ДВ 2ОГ 1П
  1 двиг. 2 пиропатрон 2 огнетушитель 1ДВ 2ОГ 2П
  2 двиг. 1 пиропатрон 2 огнетушитель 2ДВ 2ОГ 1П
  2 двиг. 2 пиропатрон 2 огнетушитель 2ДВ 2ОГ 2П
  ВСУ 1 пиропатрон 2 огнетушитель ВСУ 2ОГ 1П
  ВСУ 2 пиропатрон 2 огнетушитель ВСУ 2ОГ 2П


Рисунок 3 – Схема размещения датчиков УСП-2 в гондоле двигательной установки

8 Система СПС - БГО

8.1НАЗНАЧЕНИЕ

Система пожарной сигнализации для багажно – грузовых отсеков самолета (СПС-БГО) предназначена для выполнения следующих функций на земле и в полете:

а) осуществлять самоконтроль исправности составных частей системы: блока сигнализации, датчиков дыма а также межблочных соединений;

б) выдачи сигналов о появлении дыма в следующих отсеках самолета:

- туалете;

- заднем багажно – грузовом отсеке;

- переднем грузовом отсеке (при использовании самолета в грузовом и грузо– пассажирском варианте.

8.2 РАЗМЕЩЕНИЕ НА САМОЛЕТЕ

Датчики дыма установлены:

- один (№1) в туалете, в нижней части стенки, на входе вентиляционного трубопровода;

- два (№2,6) в заднем багажно – грузовом отсеке, на потолке в районе шпангоута №36 и в нижней части задней стенки отсека;

- три (№ 3,4,5) в переднем грузовом отсеке на потолочных панелях в плоскости симметрии самолета в районе шпангоутов № 11,15,19.

8.3 ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО – ТЕХНИЧЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.

8.3.1 Напряжение питания…………………………………………….……..(27±4) В

8.3.2 Потребляемый ток…………………………………………………..…..не более 1А

8.3.3 Число каналов системы………………………………………………. 7

8.3.4 Диапазон измерения задымленности………………………………. 0 – 30 %

8.3.5 Порог срабатывания каждого канала по задымленности………. 10 %

8.3.6 Погрешность срабатывания по задымленности …………………3 %

8.3.7 Время нахождения системы при задымленности 50%……….. не более 3 мин.

8.3.8 Время восстановления работоспособности после перегрузки… не более 1 мин

8.3.9 Время готовности к работе после подачи питания…………….. не более 15 с

8.4 ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

В процессе эксплуатации неисправности, связанные с обрывами цепей бортового питания, цепей связи БС и ДД, устраняются на месте эксплуатации.

Неисправности, связанные с выходом из строя ДД, устраняются путем замены отказавшего датчика на кондиционный.

Отказавший датчик подлежит отправке на завод – изготовитель для анализа дефекта и восстановления

Не допускается производить пыльные работы в местах установки датчиков, для этого датчики должны быть закрыты бумагой. В случае запыленности датчика нарушаются баланс переотражения фотоэлементов схемы, что может привести к ложными срабатываниям системы.

8.5 ОПИСАНИЕ И РАБОТА СИСТЕМЫ

Датчик (ДД) дыма выполнен в виде усеченного конуса, к основанию которого крепятся плата печатного монтажа с элементами электрической схемы обработки сигналов и плата с оптической схемой датчика. Образующая конуса выполнена из тонкого алюминия и имеет 18 щелей для захода дыма во внутрь датчика.

Блок сигнализации (БС) имеет форму параллелепипеда. На лицевой панели блока установлены 8 светодиодов и кнопка. Семь светодиодов – зеленого свечения, предназначены для индикации порогового значения задымленности в каналах системы, а восьмой светодиод - зеленого свечения, сигнализирующий об исправности системы при проверке системой встроенного контроля (нажатием кнопки КОНТРОЛЬ). Внутри корпуса БС расположена плата печатного монтажа с элементами электрической схемы блока. Боковая крышка блока выполняет функцию радиатора для рассеивания тепла, выделяемого стабилизаторами напряжения.

Структурная схема системы приведена на рис.4


 
 

1-

корпус ДД 11 - полосовой фильтр
2 - рабочий излучатель 12 - выходное устройство
3 - опорный излучатель 13 - выпрямитель
4 - фотоприемник 14 - нуль - орган
5 - экран 15 - исполнительное устройство (реле)
6 - генератор 16 - схема совпадения
7 - инвертор 17 - формирователь обобщенного сигнала
8 - регулятор 18 - стабилизатор напряжения
9 - устройство самоконтроля 19 - стабилизатор напряжения
10 - усилитель 20- формирователь сигнала самоконтроля

 

Датчик дыма ДД

Оптическая схема

Оптическая схема ДД собрана на общем основании и содержит расположенный под углом друг к другу рабочий (сигнальный) 2 вспомогательный (опорный) 3 ИК-излучатели, фотоприемник 4 и экран 5 между фотоприемником 4 и рабочим ИК-излучателем 2. Геометрические параметры оптической схемы ДД выбраны из условия отсутствия прямого попадания в апертуру фотоприемника 4 светового потока, излучаемого рабочим ИК-излучателем, и соосного расположения фотоприемника 4 и вспомогательного ИК-излучателя.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: