Общая часть………………………….…………………….………… Назначение…………………………………………………………… Состав ………………………………………………………………… Размещение ………………………..………………………………… Сигнализация о пожаре ……………………………….………….. Работа системы пожарной защиты ……………………………… 6 Сигнализатор пожара УСП-2……………………………….…… 7 Блок преобразования сигналов и контроля системы пожарной защиты БПСК СПЗ 8 Система СПС - БГО Проверка системы СПЗ на самолете | Стр. |
1ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1НАЗНАЧЕНИЕ
Пожарное оборудование самолета предназначено для обнаружения, сигнализации и ликвидации очагов пожара в отсеках двигателя и ВСУ, для сигнализации о наличии пожара в отсеках самолета, а также для тушения пожара в кабине самолета.
Структурная схема пожарного оборудования самолета приведена на рис.1.
Система пожарной сигнализации обеспечивает:
- сигнализацию о возникновении пожара;
- сигнализацию о месте возникновения пожара;
|
|
- автоматическое включение огнетушителя первой очереди пожаротушения;
- ручное включение огнетушителей первой и второй очереди;
- автоматическое включение огнетушителей в отсеки гондол двигателей при посадке на фюзеляж;
- выдачу сигнала «ОТКАЗ СПС» при обрывах в цепях хотя бы одного канала светосигнализаторов пожара;
- автоматизированный контроль исправности каналов сигнализаторов пожара в полете;
- тестовый контроль исправности СПЗ на земле;
- выдачу сигнализации об отказах в каналах сигнализаторов и цепях пиропатронов;
- сигнализацию о наличии пожара в переднем грузовом отсеке, багажно - грузовом отсеке и дыме в туалете.
Электропитание СПЗ осуществляется постоянным током напряжением +27 В от аварийных шин левого и правого ЦРУ +27 В.
Система пожаротушения обеспечивает:
- тушение в автоматическом или ручном режиме пожара в защищаемых отсеках гондол МДУ и ВСУ;
- автоматическую подачу огнегасительного вещества в защищаемые отсеки гондол МДУ при аварийной посадке самолета на фюзеляж (с невыпущенным шасси).
2 СОСТАВ
2.1 Блок БПСК СПЗ – блок преобразования сигналов и контроля системы пожарной защиты
– Устройство обработки сигналов УОС СПЗ;
– Пульт контроля ПК СПЗ;
2.2 Сигнализаторы пожара УСП-2 (поставляются отдельно и устанавливаются по 27 шт. на каждый маршевый двигатель и 18 шт. на вспомогательную силовую установку).
2.3 Система пожарной сигнализации багажно-грузового отсека.
2.4 Огнетушители 1-6-3М (2 шт.)
2.5 Сигнализатор давления МСТВ-16СМ
2.6 Пульт СПЗ
3 РАЗМЕЩЕНИЕ НА САМОЛЕТЕ
3.11 Устройство обработки сигналов УОС СПЗ расположено в пассажирской кабине под полом по левому борту в районе 22-24 шпангоута.
|
|
Пульт контроля ПК СПЗ установлен на правом пульте предполетной подготовки.
3.2 Датчики УСП-2 устанавливаются в мотогондолах маршевых двигателей и отсеке ВСУ (вспомогательной силовой установки).
3.3 Элементы сигнализации расположены на переднем пульте летчиков и на пульте СПЗ.
3.4 Огнетушители 1-6-3М расположены под левым и правым зализами крыла
22-24 шп.
3.5 Сигнализаторы МСТВ-16СМ расположены непосредственно на огнетушителях.
3.6 Пульт СПЗ расположен на верхнем пульте летчиков.
Система пожаротушения силовых установок состоит из двух стационарных огнетушителей 1-6-3М (1 – сферическая форма, 6 – литры, 3 – количество пиропатронов, М – наличие сигнализатора давления МСТВ), трубопроводов и распылительных коллекторов и обеспечивает подачу огнегасительного вещества в защищаемые отсеки двигательных установок.
4 СИГНАЛИЗАЦИЯ О ПОЖАРЕ
Самолет оборудован системой сигнализации о пожаре в отсеках МДУ и ВСУ.
БПСК СПЗ предназначен для обнаружения пожара в отсеках гондол МДУ и ВСУ, сигнализации и пожаротушения.
Для сигнализации о наличии пожара в переднем и заднем багажных отсеках самолета предназначена система СПС БГО, состоящая из блока БС и шести датчиков дыма ДД.
Для ликвидации очагов пожара в кабинах самолета – в них установлены ручные переносные огнетушители ОР1 и ОР2.
В случае возникновения пожара в отсеках гондол МДУ и ВСУ блок БПСК СПЗ обеспечивает сигнализацию пожара и автоматическое включение первой очереди пожаротушения в горящий отсек.
Исполнительными элементами системы пожарной защиты являются пиропатроны огнетушителей, состоящие каждый из двух пирозапалов в трех пироголовках каждого из двух огнетушителей 1-6-3М.
БПСК СПЗ выдает сигнал на включение огнетушителя при срабатывании хотя бы двух каналов сигнализаторов пожара (канал – три сигнализатора УСП-2, соединенные последовательно).
При возникновении пожара в отсеке какой-либо двигательной установки срабатывают огнетушители. Срабатывают огнетушители в две очереди, по одному огнетушителю в каждой очереди.
Первая очередь срабатывает автоматически, при этом загорается красные световые табло ПОЖАР на центральном пульте летчиков, желтые световые табло 1 ОЧЕР и красные кнопки табло соответствующей двигательной установки (закрыты предохранительными колпачками).
Для сигнализации саморазрядки огнетушителей – по левому и правому бортам в районе шпангоута № 23 установлено по одному красному сигнальному диску, отсутствие которого свидетельствует о саморазряде огнетушителя, установленного в этом зализе.
Контроль за работой системы пожарной защиты и управление пожаротушением осуществляется с пульта управления и индикации СПЗ (далее пульт СПЗ), кроме того информация о пожаре выводится в БУР-92А, через систему аварийной сигнализации САС-4-16 – на табло ПОЖАР, в виде звуковой сигнализации – в телефоны летчиков и на подсвет табло и кнопок табло пульта СПЗ.
Контроль исправности СПЗ перед полетом (только на земле) осуществляется с пульта ПК СПЗ (блок БПСК СПЗ).
В режиме КОНТРОЛЬ на цифробуквенном индикаторе ПК СПЗ высвечивается маркерная линия, на верхнем пульте летчиков горит табло ²СПЗ не включена², при этом система пожаротушения не задействована. В режиме РАБОТА табло ²СПЗ не включена² не горит, маркерная линия на ПК СПЗ не высвечивается.
В случае отказа датчика УСП-2 загорается табло ²СПС отказ² (верхний пульт летыиков).
Для уменьшения вероятности возникновения пожара и локализации возможных очагов пожара на самолете предусмотрены:
- рациональная компоновка агрегатов, систем и оборудования;
- применение огнестойких, огненепроницаемых и самозатухающих материалов;
|
|
- электропроводка к сигнализаторам пожара выполнена из огнестойких материалов;
- дренаж мест возможного скопления жидкостей;- установка в топливных магистралях на входе в двигатели перекрывных (пожарных) кранов;
- отделение пожароопасных отсеков от других отсеков противопожарными перегородками и экранами, выполненные из огненепроницаемых материалов;
- уплотнение отверстий, выполненных в противопожарных перегородках, прилегающими огненепроницаемыми.
5 Работа системы пожарной защиты
Для примера ниже рассмотрен случай ликвидации пожара в гондоле двигателя №1.
При возникновении пожара и срабатывании любых двух каналов сигнализаторов пожара, находящихся в зоне пожара, сигнал поступает на УОС СПЗ. УОС через САС выдает сигнал на два красных табло ПОЖАР, красное поле табло «1 ОЧЕР» первого двигателя на пульте управления и индикации, сигнал о пожаре записывается в регистратор БУР-92А.
Загорание в проблесковом режиме табло «ПОЖАР» сопровождается прерывистым зуммером в телефонах летчиков, УОС выдает команду на срабатывание двух пирозапалов в пироголовке огнетушителя первой очереди (левый огнетушитель), соединенной трубопроводом с отсеками гондолы первого (левого) двигателя.
Происходит разряд огнетушителя в этот отсек. УОС получая сигнал от сигнализатора давления МСТВ-16СМ контролирует разрядку огнетушителя, выдавая информацию об этом на светосигнализатор 1 ОЧЕР пульта СПЗ и выдает в БУР-92 сигналы включения пиропатронов огнетушителя.
Если пожар ликвидирован – табло ПОЖАР гаснут, также гаснет красное поле кнопки – табло «1 ОЧЕР» первого двигателя.
Если пожар не потушен огнетушителем первой очереди – вручную включается огнетушитель второй очереди. Для чего откидывается вручную защитный колпачок пульта СПЗ и нажимается кнопка подрыва пиропатрона соответствующего двигателя (здесь 1 ДУ).
В случае если первая очередь пожаротушения системы не сработала, пожар обнаружен визуально – можно произвести подрыв пиропатронов первой очереди вручную. Для чего необходимо откинуть защитный колпачок пульта СПЗ и нажать соответствующую кнопку первой очереди
|
|
Примечание – При возникновении пожара в отсеке ВСУ – УОС одновременно с выдачей сигнала на включение двух табло ПОЖАР выдает сигнал в систему управления ВСУ (по этому сигналу принимается решение блоком БУК-9М на отключение ВСУ).
6 СИГНАЛИЗАТОР ПОЖАРА УСП-2
Сигнализатор пожара УСП-2 предназначен для контроля пожарной опасности при пожаре в отсеках гондол МДУ или ВСУ.
Основные данные УСП-2.
Электрическое сопротивление термобатареи, Ом…………………0,5±0,1
Термо-ЭДС при температуре горячих спаев (300 +10)0С, МВ……..28±4
Диапазон контролируемых температур, 0С……………………………180-300
Масса сигнализатора, кг не более………………………………………0,061
Чувствительным элементом сигнализаторов является комбинированная термобатарея из термоэлектродов термопар. Рабочими малоинерционными спаями термобатареи являются шарики диаметром (1-1,5) мм, получающиеся в результате сварки термоэлектродов. Нерабочими являются шарики диаметром (1-1,5) мм, получающиеся в результате сварки электродов. Рабочие и нерабочие спаи расположены открыто, без изоляции от внешней среды. Основание сигнализатора выполнено из термостойкой пластмассы, в которой армированы контактные штыри из нержавеющей стали. Штыри имеют различную резьбовую часть:
- плюсовую (1) - М5;
- минусовую (2) – М4.
Сигнализатор имеет предохранительный колпачок с окнами для обдува термобатареи. Крепление сигнализатора осуществляется за фланец при помощи винтов М4. На корпусе сигнализатора нанесена маркировка, состоящая из шифра изделия, месяца и года изготовления.
РАБОТА УСП-2
При быстром нагреве чувствительного элемента горячие (малоинерционные) спаи нагреваются быстрее холодных (инерционных), в результате чего на выходе сигнализатора возникает термо-ЭДС по величине которого блок БПСК СПЗ принимает решение о необходимости тушения пожара.
7 Блок преобразования сигналов и контроля системы пожарной защиты БПСК СПЗ
7.1 НАЗНАЧЕНИЕ
Блок преобразования сигналов и контроля системы пожарной защиты самолета БПСК СПЗ предназначен для выполнения следующих функций на земле и в полете:
– прием сигналов от датчиков пожара типа УСП в виде ЭДС и выполнение их преобразования;
– прием сигналов об исправности (неисправности) цепей запитки пиропатронов и сигналов от датчиков давления огнетушителей;
– выдачу сигналов о пожаре и сигналов от сигнализаторов давления огнетушителей на пульт СПЗ (системы противопожарной защиты) и в БУР-92 (аварийный регистратор);
– автоматизированный контроль исправности каналов датчиков пожара в полете в режиме РАБОТА и тестовый контроль исправности системы пожарной защиты на земле в режиме КОНТРОЛЬ;
– выдачу сигнализации об исправности и отказах на встроенный цифробуквенный индикатор ПК СПЗ;
– автоматическое включение огнетушителя первой очереди по сигналу ПОЖАР и ручное включение огнетушителей с пульта СПЗ;
– автоматическое включение огнетушителей в отсеки гондол двигателей при аварийной посадке на фюзеляж;
– выдачу сигнала в систему аварийной сигнализации ОТКАЗ СПЗ при наличии обрывов одного из каналов сигнализаторов пожара правого и левого двигателей самолета или ВСУ.
В таблице 1 приведены все возможные варианты информации выводимой на цифробуквенный индикатор пульта ПК СПЗ при проведении контроля перед работой системы.
7.2 Основные технические характеристики блока БПСК СПЗ
7.2.1 Число контролируемых каналов пожара – 24.
7.2.2 Число контролируемых цепей запитки пиропатронов –12.
7.2.3 Число контролируемых датчиков давления –2.
7.2.4 Частота опроса измерительных каналов в полете– не менее 1 Гц.
7.2.5 Порог срабатывания исполнительных устройств блока для выдачи сигнала о пожаре и на подрыв пиропатронов (33±3) мВ.
Критерий формирования сигнала о пожаре и на подрыв пиропатронов – наличие сигнала более 30мВ в двух любых измерительных каналах первого, второго двигателя или ВСУ.
7.2.6 Напряжение питания (27±4) В.
7.2.7 Потребляемый ток – не более 1,0 А.
7.2.8 Масса УОС СПЗ – не более 3,5 кг.
7.2.9 Масса ПК СПЗ – не более 0,5 кг.
7.3 Принцип действия, устройство и работа БПСК СПЗ
Принцип действия блока основан на преобразовании электрических сигналов (ЭДС) датчиков температуры УСП-2 в цифровые сигналы, их сравнении с записанными значениями в памяти центрального процессора и выработке управляющих электрических сигналов на подрыв пиропатронов, а также сигналов сигнализации, отображающей текущее состояние системы пожарной защиты.
7.4 Конструкция блока
7.4.1 Устройство УОС СПЗ выполнено в виде унифицированного блока, представляющего собой параллелепипед, в котором на вертикально расположенной плите с двух сторон установлены платы печатного монтажа – центральный процессор (ЦП) и плата исполнительных устройств и сигнализации (ИУС).
На передней панели УОС СПЗ расположен разъем ХР5, для записи рабочей программы в центральный процессор, клемма металлизации и две стопорных лапы. На задней панели УОС СПЗ установлены разъемы для подключения цепей измерительных каналов, контроля датчиков давления баллонов огнетушителей, цепей автоматического и ручного управления подрывом пиропатронов, а также цепей питания сигнализации и связи УОС СПЗ с ПК СПЗ.
Фиксация блока в рабочем положении осуществляется с помощью двух штырей и двух прижимных лап.
7.4.2 ПК СПЗ представляет собой унифицированный блок, устанавливаемый на панели в кабине самолета и имеющий на лицевой панели органы управления блоком БПСК СПЗ: переключатель рода работ ²КОНТРОЛЬ–РАБОТА², кнопку ПУСК, светодиодный индикатор ²СПЗ ИСПРАВНА² и информационный цифробуквенный индикатор для отображения информации о состоянии контролируемых цепей СПЗ самолета.
7.5 Блок схема БПСК СПЗ.
Блок схема БПСК СПЗ представлена на рисунке 2.
В блоке БПСК СПЗ предусмотрена цепь для раздельного питания (основного и резервного).
Таблица 1
№ п/п | Полное наименование отказа | Краткое наименование отказа высвечиваемое на табло ПК СПЗ |
1 двиг. 1 канал пожар | 1ДВ 1К ПОЖ | |
1 двиг. 2 канал пожар | 1ДВ 2К ПОЖ | |
1 двиг. 3 канал пожар | 1ДВ 3К ПОЖ | |
1 двиг. 4 канал пожар | 1ДВ 4К ПОЖ | |
1 двиг. 5 канал пожар | 1ДВ 5К ПОЖ | |
1 двиг. 6 канал пожар | 1ДВ 6К ПОЖ | |
1 двиг. 7 канал пожар | 1ДВ 7К ПОЖ | |
1 двиг. 8 канал пожар | 1ДВ 8К ПОЖ | |
1 двиг. 9 канал пожар | 1ДВ 9К ПОЖ | |
2 двиг. 1 канал пожар | 2ДВ 1К ПОЖ | |
2 двиг. 2 канал пожар | 2ДВ 2К ПОЖ | |
2 двиг. 3 канал пожар | 2ДВ 3К ПОЖ | |
2 двиг. 4 канал пожар | 2ДВ 4К ПОЖ | |
2 двиг. 5 канал пожар | 2ДВ 5К ПОЖ | |
2 двиг. 6 канал пожар | 2ДВ 6К ПОЖ | |
2 двиг. 7 канал пожар | 2ДВ 7К ПОЖ | |
2 двиг. 8 канал пожар | 2ДВ 8К ПОЖ | |
2 двиг. 9 канал пожар | 2ДВ 9К ПОЖ | |
ВСУ 1 канал пожар | ВСУ 1К ПОЖ | |
ВСУ 2 канал пожар | ВСУ 2К ПОЖ | |
ВСУ 3 канал пожар | ВСУ 3К ПОЖ | |
ВСУ 4 канал пожар | ВСУ 4К ПОЖ | |
ВСУ 5 канал пожар | ВСУ 5К ПОЖ | |
ВСУ 6 канал пожар | ВСУ 6К ПОЖ | |
1 двиг. 1 пиропатрон 1 огнетушитель | 1ДВ 1ОГ 1П | |
1 двиг. 2 пиропатрон 1 огнетушитель | 1ДВ 1ОГ 2П | |
2 двиг. 1 пиропатрон 1 огнетушитель | 2ДВ 1ОГ 1П | |
2 двиг. 2 пиропатрон 1 огнетушитель | 2ДВ 1ОГ 2П | |
ВСУ 1 пиропатрон 1 огнетушитель | ВСУ 1ОГ 1П | |
ВСУ 2 пиропатрон 1 огнетушитель | ВСУ 1ОГ 2П | |
1 двиг. 1 пиропатрон 2 огнетушитель | 1ДВ 2ОГ 1П | |
1 двиг. 2 пиропатрон 2 огнетушитель | 1ДВ 2ОГ 2П | |
2 двиг. 1 пиропатрон 2 огнетушитель | 2ДВ 2ОГ 1П | |
2 двиг. 2 пиропатрон 2 огнетушитель | 2ДВ 2ОГ 2П | |
ВСУ 1 пиропатрон 2 огнетушитель | ВСУ 2ОГ 1П | |
ВСУ 2 пиропатрон 2 огнетушитель | ВСУ 2ОГ 2П |
Рисунок 3 – Схема размещения датчиков УСП-2 в гондоле двигательной установки
8 Система СПС - БГО
8.1НАЗНАЧЕНИЕ
Система пожарной сигнализации для багажно – грузовых отсеков самолета (СПС-БГО) предназначена для выполнения следующих функций на земле и в полете:
а) осуществлять самоконтроль исправности составных частей системы: блока сигнализации, датчиков дыма а также межблочных соединений;
б) выдачи сигналов о появлении дыма в следующих отсеках самолета:
- туалете;
- заднем багажно – грузовом отсеке;
- переднем грузовом отсеке (при использовании самолета в грузовом и грузо– пассажирском варианте.
8.2 РАЗМЕЩЕНИЕ НА САМОЛЕТЕ
Датчики дыма установлены:
- один (№1) в туалете, в нижней части стенки, на входе вентиляционного трубопровода;
- два (№2,6) в заднем багажно – грузовом отсеке, на потолке в районе шпангоута №36 и в нижней части задней стенки отсека;
- три (№ 3,4,5) в переднем грузовом отсеке на потолочных панелях в плоскости симметрии самолета в районе шпангоутов № 11,15,19.
8.3 ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО – ТЕХНИЧЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.
8.3.1 Напряжение питания…………………………………………….……..(27±4) В
8.3.2 Потребляемый ток…………………………………………………..…..не более 1А
8.3.3 Число каналов системы………………………………………………. 7
8.3.4 Диапазон измерения задымленности………………………………. 0 – 30 %
8.3.5 Порог срабатывания каждого канала по задымленности………. 10 %
8.3.6 Погрешность срабатывания по задымленности …………………3 %
8.3.7 Время нахождения системы при задымленности 50%……….. не более 3 мин.
8.3.8 Время восстановления работоспособности после перегрузки… не более 1 мин
8.3.9 Время готовности к работе после подачи питания…………….. не более 15 с
8.4 ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
В процессе эксплуатации неисправности, связанные с обрывами цепей бортового питания, цепей связи БС и ДД, устраняются на месте эксплуатации.
Неисправности, связанные с выходом из строя ДД, устраняются путем замены отказавшего датчика на кондиционный.
Отказавший датчик подлежит отправке на завод – изготовитель для анализа дефекта и восстановления
Не допускается производить пыльные работы в местах установки датчиков, для этого датчики должны быть закрыты бумагой. В случае запыленности датчика нарушаются баланс переотражения фотоэлементов схемы, что может привести к ложными срабатываниям системы.
8.5 ОПИСАНИЕ И РАБОТА СИСТЕМЫ
Датчик (ДД) дыма выполнен в виде усеченного конуса, к основанию которого крепятся плата печатного монтажа с элементами электрической схемы обработки сигналов и плата с оптической схемой датчика. Образующая конуса выполнена из тонкого алюминия и имеет 18 щелей для захода дыма во внутрь датчика.
Блок сигнализации (БС) имеет форму параллелепипеда. На лицевой панели блока установлены 8 светодиодов и кнопка. Семь светодиодов – зеленого свечения, предназначены для индикации порогового значения задымленности в каналах системы, а восьмой светодиод - зеленого свечения, сигнализирующий об исправности системы при проверке системой встроенного контроля (нажатием кнопки КОНТРОЛЬ). Внутри корпуса БС расположена плата печатного монтажа с элементами электрической схемы блока. Боковая крышка блока выполняет функцию радиатора для рассеивания тепла, выделяемого стабилизаторами напряжения.
Структурная схема системы приведена на рис.4
1- | корпус ДД | 11 - | полосовой фильтр | |||
2 - | рабочий излучатель | 12 - | выходное устройство | |||
3 - | опорный излучатель | 13 - | выпрямитель | |||
4 - | фотоприемник | 14 - | нуль - орган | |||
5 - | экран | 15 - | исполнительное устройство (реле) | |||
6 - | генератор | 16 - | схема совпадения | |||
7 - | инвертор | 17 - | формирователь обобщенного сигнала | |||
8 - | регулятор | 18 - | стабилизатор напряжения | |||
9 - | устройство самоконтроля | 19 - | стабилизатор напряжения | |||
10 - | усилитель | 20- | формирователь сигнала самоконтроля |
Датчик дыма ДД
Оптическая схема
Оптическая схема ДД собрана на общем основании и содержит расположенный под углом друг к другу рабочий (сигнальный) 2 вспомогательный (опорный) 3 ИК-излучатели, фотоприемник 4 и экран 5 между фотоприемником 4 и рабочим ИК-излучателем 2. Геометрические параметры оптической схемы ДД выбраны из условия отсутствия прямого попадания в апертуру фотоприемника 4 светового потока, излучаемого рабочим ИК-излучателем, и соосного расположения фотоприемника 4 и вспомогательного ИК-излучателя.