ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: уметьприменять существующие принципы для классификации типовых нарушений в системе крови; характеризовать причинные факторы, факторы риска, условия возникновения и развития типовых нарушений в системе крови; применять знания принципов и классификаций анемий для анализа их проявлений; применять знания о причинах и патогенезе анемий для их профилактики и лечения.
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Этиологическая классификация (наследственные и приобретённые) гемолитических анемий. Характеристика причинных факторов приобретённых гемолитических анемий.
2. Характерные клинические проявления гемолиза эритроцитов (желтуха, гемоглобинурия, ДВС-синдром, дисхолия, холелитиаз, спленомегалия), их возможная ассоциация с типом гемолиза. Патологические формы эритроцитов, специфичные для наследственных гемолитических анемий.
3. Классификация дисэритропоэтических анемий (дефицитные, дисрегуляторные, гипопластические, апластические и др.), общая характеристика причин и механизмов развития.
4. Этиология, патогенез, типовые изменения периферической крови при железодефицитных анемиях.
5. Анемии, вызваны недостаточностью витамина В12 и/или фолиевой кислоты. Причины возникновения и механизмы развития абсолютного и относительного дефицита витамина В12 и фолиевой кислоты. Злокачественная анемия Аддисона-Бирмера. Характеристика общих нарушений при дефиците витамина В12 и \ или фолиевой кислоты. Гематологическая характеристика витамина В12, фолиеводефицитных анемий.
Практическая часть:
1. Практикум.
- Описать дегенеративные формы эритроцитов в мазках крови, окрашенных по Романовскому или Папенгейму. Интерпретировать их наличие в крови.
- Определить патологические формы эритроцитов в мазке крови, интерпретировать их наличие в крови.
- Подсчитать количество эритроцитов в единице объёма крови, сделать вывод о нарушении количественного состава «красной» крови (анемия, эритроцитоз).
- Определить патогенетический вариант анемии у больного, по данным анамнеза, гемограммы, описании мазка периферической крови (Руководство к практическим занятиям по патологической физиологии, Симферополь, 2007. – 40 с.).
2. Решение ситуационных задач.