Программа самоподготовки студентов к теме. • Выучить приведенные теоретические вопросы (см

• Выучить приведенные теоретические вопросы (см. перечень источников информации)

• Уметь проводить опрос и объективное обследование больной ребенка с поражением органов пищеварения, интерпретировать данные дополнительных методов исследования

• Обратить внимание на анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей.

Содержательный модуль 8. Система пищеварения у детей

Конкретные цели:

• Собирать анамнез у больного с болезнью травной системы.

• Проводить объективное исследование органов пищеварения у ребенка,

• Интерпретировать полученные данные.

• Анализировать основные синдромы поражения пищеварительной системы у детей.

• Назначать лабораторно-инструментальные методы исследования пищеварительной системы у детей.

Тема 11. Семиотика поражений органов пищеварения.

Тема практического занятия: Семиотика поражений органов пищеварения и основных заболеваний у детей. Абдоминальный синдром.

Место: учебная комната в гастроэнтерологическом отделении.

Профессиональная ориентация студентов. В последние годы наблюдается рост патологии органов пищеварения у детей и подростков.Органы пищеварения ребенка имеют ряд морфологических и функциональных особенностей, без учета которых не могут быть правильно оцененны результаты клинического обследования и поставленный клинический диагноз. Знание анатомо-физиологических особенностей пищеварительной системы дают возможность организовать рациональный пищевой режим и уход за ребенком. В работе врача важное значение имеют практические навыки и методики обследования пищеварительной системы. Распознавание основных симптомов поражения обеспечивает раннюю диагностику патологии пищеварительного тракта и позволяет выбрать диагностические алгоритмы. Постановка клинического диагноза базируется на основе четкого знания симптоматики поражений пищеварительной системы, которая имеет значение для своевременного начала лечения.

Базовый уровень знаний и умений:

  №   Дисциплина   Знать
1. 2. 3. 4. Анатомия Нормальная физиология Гистология Патологическая физиология Развитие органов пищеварения человека во внутриутробном периоде. Анатомическое строение пищеварительной системы. Регуляция и функционирование пищеварительной системы детей разного возраста. Пищеварение и всасывание в разных отделах желудочно-кишечного тракта. Моторная и евакуаторна функция органов пищеварения. Гистологические особенности строения органов пищеварения в разные возрастные периоды детства. Основные компенсаторные и адаптационные механизмы пищеварительной системы. Патологическая физиология билирубинового обмена. Патология пищеварения

План проведения занятия

Элементы практического занятия Время (мин.)
1. Объявление темы занятия с ударением ее актуальности. Проверка присутствующих.  
2. Входной тестовый контроль знаний  
3. Теоретический разбор материала относительно семиотики поражений органов пищеварения.  
4. Распределение больных для СРС.  
5. Самостоятельная работа с больными.  
6. Обход и разбор больных  
7. Оформление протоколов по результатам курації больных.  
8. Решение клинических ситуационных задач.  
9. Итоги и конечная оценка знаний и умений студентов и задания к самостоятельной подготовке к следующему занятию.  
ВМЕСТЕ: 120

Перечень теоретических вопросов:

1) Семиотика поражений травной системы:

а) “острый” живот;

б) гастроентероколитический синдром;

в) синдром мальабсорбции;

г) заукроп;

д) синдром желтухи;

е) синдром печеночной недостаточности;

ж) функциональная диспепсия (гастродуоденит);

з) язвенная болезнь желудку и двенадцатиперстной кишки.

Методика проведения практического занятия:

1. После проверки присутствующих и объявление темы занятия с указанием на ее актуальность преподаватель проводит письменный входной контроль знаний.

2. Теоретический разбор материала.

3. Преподаватель распределяет больных для самостоятельного обследования, дает задачу.

  №   Задача   Указания преподавателя студентам   Примечание
1. 2. 3. Собрать анамнез у больного с патологией травной системы. Провести объективное обследование травной системы. Сделать вывод о состоянии пищеварительной системы у ребенка. Определить синдром поражения. Алгоритм сбора анамнеза • Анамнез болезни: а) начало заболевания; б)первые клинические симптомы; в)проводилось ли лечение, какими препаратами? г) динамика заболевания д) жалобы больного на момент курации • Анамнез жизни: а) ход беременности у матери; б) ход родов; в) состояние здоровья ребенка в период новорожденности и грудного возраста; г) заболеваемость ребенка; д) наличие аллергических реакций; е) наследственность больного. Алгоритм практической работы студента 1) осмотр больного: положение в кровати, осмотр ротовой полости, осмотр живота; 2) поверхностная и глубокая методическая пальпация кишечника, желудка, печени, поджелудочной железы; 3) болевые зоны и точки поджелудочной железы; 4) симптомы при холецистопатиях у детей; 5)перкуссия, определение границ печени по Курлову; 6)аускультация кишечника. Алгоритм практической работы студента 1) Определить патологические изменения (симптомы) в состоянии пищеварительной системы. 2) Сделать сведение патологических данных (симптомов) в единое целое – синдром. 3) Сделать вывод о синдроме поражения пищеварительной системы. Необходимо задавать вопросы, которые касаются пищеварительной системы. Необходимо выявить факторы риска развития заболевания пищеварительной системы. Обследование больного проводить с учетом возрастных особенностей ребенка. Дать оценку выявленных изменений с учетом возрастных особенностей.

4. Студенты оформляют протокол осмотра больного с оценкой состояния пищеварительной системы и обоснованием патологического синдрома.

5. Преподаватель проводит разбор больных с анализом обоснования патологического клинического синдрома. Подпись протоколов.

6. Преподаватель проводит заключительный контроль знаний студентов по данной теме с использованием ситуационных клинических задач.

7. Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задание к самостоятельной подготовке к следующему занятию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: