Расположение рассуждений по силлогизмам

§ 1. Наконец, ораторы и писатели для расположения разных сочинений заимствуют у философов формы их умствований, или силлогизмов. Таковых форм девять: 1) силлогизм простой; 2) условный;
3) разделительный; 4) дилемма; 5) энтимема; 6) эпихерема; 7) сорит; 8) наведение; 9) аналогия.

§ 2. Силлогизм простой состоит из трех частей: 1) большого предложения; 2) меньшего предложения и 3) заключения.Напр.:1) Государь, возвысивший свою державу и успокоивший Европу, достоин благословений в потомстве; 2) Александр I совершил и то, и другое; 3) Следственно, Александр I достоин благословений в потомстве. Каждая из сих трех частей распространяется простыми или искусственными рассуждениями.

§ 3. Силлогизм условный состоит также из трех частей: 1) В большом предложении заключается условие; 2) В меньшем или утверждается, или отрицается условие; 3) Заключение, судя по меньшему предложению, бывает или утвердительное, или отрицательное. Напр.: (утвердительно): 1) Если Бог совершенно правосуден, то воздаст каждому по делам его; 2) Но нет сомнения, что Бог совершенно правосуден; 3) Следственно, воздаст каждому по делам его. – Или (отрицательно):1) Если бы вселенная произошла от случая, то бы не было в ней никакого устройства; 2) Но мы видим во вселенной чудесное устройство; 3) Следственно, вселенная произошла не от случая.

§ 4. Силлогизм разделительный также в трех частях: 1) Большое предложение заключает в себе разделение; 2) Меньшее, подтверждая одно сказуемое, отрицает тем другое; или, отрицая одно, подтверждает тем другое; 3) Заключение должно быть согласно с общею мыслию.

Напр.: 1) Должно уповать или на Бога или на сынов человеческих; 2) Но уповать на сынов человеческих не надежно; 3) Следственно, должно уповать на Бога. – Или: 1) Можно покоиться и не искать славы; или искать славы и не иметь покоя; 2) Но покоиться и быть без славы не достойно благоразумного человека; 3) Следственно, должно трудиться и приобретать славу.

§ 5. Дилемма есть такой разделительный силлогизм, в котором
отвергаются все сказуемые; если их два, (utroque cornu pugnat[41]) собственно дилемма. Напр.: 1) Ты хочешь воевать Скифию, но бог ли
ты, или человек?
(говорили послы скифские Александру); 2) Если бог, то должен не похищать, а раздавать смертны блага; 3) А если человек, то вспомни, что сам можешь подвергнуться равной участи (следственно, не должен воевать). Если три сказуемых отвергаются,
трилемма, а если четыре, тетралемма. Напр.: 1) Человек гордится или происхождением, или почестями, или богатством; 2) Но гордить-ся происхождением значит присваивать себе чужое; 3) Гордиться почестями значит унижать их достоинство; 4) А гордиться богатством значит не знать как оно тленно (следственно, не должен
гордиться).

§ 6. Энтимема есть такой силлогизм, в котором или большее или меньшее предложение оставляется. Следственно, состоит из двух частей. Напр.: 1) Науки просвещают разум; 2) Следственно, науки полезны.

Примеч. Расположение по энтимеме подобно расположению через предыдущее и последующее.

§ 7. Эпихерема – такой силлогизм, в котором или к большему или к меньшему, или к обоим предложениям прибавляются причины.

Напр.: Не должно прилепляться к тому, что тленно; 2) Ибо лишение горестно; 3) А дары фортуны тленны; 4) Ибо фортуна легко дает и отнимает их; 5) Следственно, не должно прилепляться к дарам фортуны, дабы, лишась, не чувствовать горести. – Это сложный силлогизм.

§ 8. Сорит – такой силлогизм, в котором сказуемое предыдущего предложения делается подлежащим следующего, а в заключении сказуемое последнего предложения приписывается подлежащему первого.

Напр.: А=В. В=С. С=D. Следственно, А=D. – Или: 1) Человек имеет разум; 2) Но кто имеет разум, тот различает вещи; 3) Кто различает вещи, тот отличает добро от зла; 4) Кто отличает
добро от зла, тот знает, что ведет к благополучию и что нет;
5) Кто знает, что ведет к благополучию, тот может изобресть и средства к достижению его; 6) Кто может изобрести средства к достижению благополучия, тот может быть благополучным. – Следственно, человек может быть благополучным. Сорит – также силлогизм сложный и число частей его неопределенно.

§ 9. Наведение (inductio) есть такое умствование, в котором род делится на виды, целое на части и каждому виду или части приписывается то сказуемое, которое свойственно роду или целому, то есть переходит от вида к роду, от частей к целому. Напр.:

Науки в юных летах назидательны, в старости отрадны, в счастии украшают, в несчастии служат утешением, увеселяют дома, не оставляют в
путешествии
и пр. Следственно, науки полезны.

§ 10. Аналогия есть такое умствование, в котором по сходству
переносится к одному виду то, что несколько раз замечено в другом роде или в других видах. Напр.:

Человек имеет возрасты: младенчество, юность, старость; почему же и целый народ, и государство не может иметь их? – Но сие доказательство не всегда верно: малейшее различие производит другие следствия. Аналогия есть доказательство поэтов и мечтателей.

Примеч. 1. Сии умствования философов часто принимаются писателями в основание расположения речей, диссертаций, рассуждений, критик, мнений, голосов и пр., но так искусно распространяются новыми рассуждениями и осыпаются цветами красноречия, что обыкновенный читатель не замечает расположения.

Примеч. 2. Здесь показаны только общие способы располагать сочинения, то есть ч астные, заключающиеся иногда в самом предмете, иногда в способе писателя смотреть на предметы и представлять их. Они не подлежат общим правилам.


III.
ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛЕЙ

Is enim est eloquens, qui et humilia subtiliter, et magna graviter,
et mediocria temperate potest dicere[42]. Cic. in Orat., c. 29.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: