Расположение простых рассуждений

§ 1. Началом в простых рассуждениях бывает предложение (protasis) – или вам данное, или вами избранное. Оно распространяется приличным образом (периодом) и имеет одну часть.

§ 2. Но если даются для рассуждения слова знаменитого писателя, тогда похвала писателю (dictum cum laude auctoris) и изъяснение слов его (paraphrasis) составляют вторую часть. В таком случае начало состоит из двух, а полное рассуждение – из восьми частей.

Примеч. Рассуждение из 8-ми частей называется афтониевым [37](chria aphthoniana) по имени изобретателя Афтония [38], ретора Антиохийского
III века, от которого дошло до нас:
1) Реторика, изд. в собрании греческих реторов Альдом Мануцием 1508, 1509 и 1525 годов 3 части in folio и особо в
Упсале 1670 in 8
o; 2) несколько басен, изданных вместе с Езоповыми. Франкфурт. 1610 in 8 o с фигурами.

§ 3. Средина простых рассуждений состоит из одной доказывающей части и четырех объясняющих и доказывающих, которые все четыре вместе называются распространением (amplificatio). Следственно, в пяти частях и в таком порядке:

§ 4. [I] Причина (actiologia[39]) составляет доказательство, почему предложение справедливо. Иногда бывают многие причины, и сия часть нарочито распространяется (см. ист. изобр. [I], разд. 3, § 5 и период винословный, разд. VII, § 8).

§ 5. [II] Противное (amplificatio a contrario) показывает и опровергает мысли, не совместные с предложением или причиною, и бывает двояким образом: 1) отвергается просто противное, 2) искусно делаются возражения и подробно каждое опровергается (см. ист. изобр. [IX], разд. IV, § 4 и период противоположный, разд. IX, § 3)

§ 6. [III] Подобие (a simili) объясняет или предложение, или его причину известными сравнениями, уподоблениями (см. ист. изобр. [II и III], разд. III, §§ 7–8 и период сравнительный, разд. VIII, § 1).

§ 7. [IV] Пример (ab exemplo) приводит лица или происшествия, которые служат доказательством предложению или его причине (см. ист. изобр. [IV], разд. III, § 9).

§ 8. [V] Свидетельство (a testimonio) приводит слова Священного Писания или знаменитого писателя, которые подтверждают предложение или его причину. И это может быть с прибавлением похвалы писателю. Если приводятся многие свидетельства, то можно упомянуть о некоторых мимоходом (см. ист. изобр. [V], разд. III, § 10).

§ 9. Конец состоит из одной части и эта часть есть заключение (conclusio). В ней снова повторяется главное предложение с большею силою важнейшими убеждениями или выводится следствие, согласное с предложением и доказательствами (см. ист. изобр. [XXIV], разд. VI, § 8).

§ 10. Итак, в простом рассуждении семь частей (иногда восемь). Для начинающих есть два способа упражняться в сочинении рассуждений: один – древний, готовящий ораторов; другой – новый, приучающий основательно писать.

I. Древний способ: 1) Не выходить из сего порядка и границ, приучаясь верно следовать сей нити расположения; 2) Распространять каждую часть одним периодом, чтобы 7 частей рассуждения заключались в 7 периодах; 3) Узнав твердо нить расположения, осторожно и благоразумно переставлять части, чтобы не всегда следовать одному порядку; 4) Распространять разные части рассуждения новыми вторичными рассуждениями и достигать полноты ораторской речи.

II. Новый способ: 1) Сначала составлять рассуждения из трех частей: начала (предложение), средины (причина) и конца (заключение); 2) Потом в средину брать те части из 4-х остальных, которые сами собою [ без всякой выисканности ] встречаются в данном предложении, а некоторые могут быть и повторяемы;
3) Составлять рассуждение, не заботясь о числе частей в 4, 5, 6, 7 и 8 частях;
4) Распространять части не всегда периодами, но и хорошей прозой, отделяя часть от части [ для ясности ] новою строкою; 5) Избегать лишнего многословия и принужденности; и писать согласно с чувством и убеждением ума и сердца, не теряя, впрочем, из виду сей первой нити расположения рассуждений.

XXI.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: