Эстетика эксцентризма (приверженность к необычному, главным образом смешным и приёмам, неожиданным контрастам и внешним эффектам; лат. еxtzemus – крайний). Стремление выразить алогизм обычного. Из жизненных явлений отбираются обычно те, которые по своей природе парадоксальны или дают возможность показать общественное в неожиданном ракурсе, то, что способно вызвать изумление и смех. Картина Алова и Наумова «Мир входящему». Г.Понфилов «В огне брода нет».
Утверждение М.Горького «чудаки украшают мир» современно. Это новая роль человека в драме социальной жизни. Имеет место в данном случае несоответствие внешнего поведения персонажа внутреннему величию души.
Жанровый диапазон экспрессивных фильмов очень широк («Белое солнце пустыни», «Гори, гори моя звезда»).
Пафос народной темы в разных национальных вариантах. «Не горюй» Г.Данелия (комедия) по жанру стоит на краю мелодрамы. Смешное не отталкивает, если обнаруживает себя с простодушной наивностью.
Ф.М. Достоевский писал: «Художественностью пренебрегают только лишь необразованные и туго развитые люди, художественность есть главное дело, ибо помогает выражению мысли выпуклостью картины и образа, тогда как без художественности, проводя лишь мысль, производим лишь скуку …».
|
|
Художественная условность – взаимосвязь двух начал: приближение к раскрытию сущности явления и одновременно степень отхода от внешнего сходства с ним.
Изображение никогда не совпадает полностью со своим предметом.
Приключенческий фильм характеризует:
- напряжённая острая интрига, волнующих неожиданных эпизодов, динамичность, внезапный поворот действия;
- герой энергичный, целеустремлённый. Обстоятельства требуют от него решимости и активных действий, проявления воли и стойкости.
Герой «проходит через мир, где все против него и он один против всех». Это искатель удачи и лёгкой жизни, сметливый, аморальный и беспечный. Его наблюдательность и знание жизни становятся источником изобличения общественных пороков. Это всё идёт от плутовского романа (родина – Испания). Часто приключенческий фильм граничит с приключенческой комедией («Ограбление по-итальянски»).
Главное в драматургии фильма – определить меру и характер условности обращения с жизненным материалом. Если зритель искусно введён в жанр, и этому способствует высокая исполнительская техника, то он верит всему, даже самому невероятному (выстрел, рассекающий верёвку на шее сообщника). Часто в приключенческом фильме используется приём изобличения пороков внешне респектабельной среды отрицательным героем («Бонни и Клайд»).
Героические приключения реальных прототипов наиболее полно нашли отражение в фильме Е.Ташкова «Адъютант его превосходительства» в романной форме, в фильме Н.Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».)
|
|
Основное правило «игры»в приключенческом фильме – освобождение героев от психологической детализации.
Детективный фильм характеризует:
- острая интрига;
- труп;
- борьба со шпионажем;
- торжество розыскного мастерства;
- материал правонарушений;
- загадочное преступление;
- необычные приключения сыщиков с погонями и убийствами;
- эмоциональная информация;
- смакование убийств и извращений – «чёрный жанр».
Главная сила детективного жанра – в аналитическом мышлении героя. Преобладает интеллектуальное начало. Основная ошибка, встречающаяся в этом жанре – замещение логической обоснованности случайностью. У классиков жанра это исключено.
Предполагается, что:
- зрителю должен быть дан ключ к раскрытию поставленной загадки;
- необходимо избегать заштампованных случайностей (кирпич, упавший на голову преступника);
- не нужно пренебрегать понятиями «везение» и «удачливость».
Карел Чапек утверждал, что «детектив обязан быть везучим». Герой, по его мнению, не должен быть «смекалистым живчиком». «Нет мозга более вышколенного и дисциплинированного, чем мозг детектива».
Необходимо:
- исключить массовое подсматривание в замочную скважину;
- должны присутствовать элементы романтики и экзотики.
Карел Чапек в «Холмсиане» пишет: «Перипетии детективных романов – это криминальные уникумы, не укладывающиеся ни в какие правила, не поддающиеся обобщению и проверке ранее известной практикой. Каждый ход должен быть оригинальным изобретением мастера, плодом находчивости и новым мировым рекордом. Необходимо искать новые и новые повороты, такие, каких ещё не бывало … короче говоря, сногсшибательные.». «Для детектива весь земной шар лишь место преступления, покрытое изобличающими следами».
Нельзя подменять интригу сюжета просто самодовлеющей занимательностью.
«Камера-стило», один из лозунгов «новой волны», предполагает свободную киностилистику.
«Политические фильмы»
Жан-Пьер Жанкола (фр. критик, 1937 г.р.) в книге «Кино Франции», (М., «Радуга»,1984г.) даёт им следующую классификацию:
- фильмы типа «фандармы и воры»;
- фильмы о бродягах (без жандармов);
- шпионские фильмы;
- фильмы об арестантах.
Знак «гризби» - деньги. Действие, как правило, не обозначено определённой догмой, на экране – потрясающее правдоподобие происходящего.
Вестерн разряда «Б» – в американском кино распространённый жанр ковбойских фильмов. Отличительная черта – снимаются быстро, с минимальными затратами бюджета.
Подпольное кино (Underground) – движение независимого и экспериментального кино, противостоящее традиционной коммерческой продукции. Зародилось в США, распространилось в Западную Германию и Англию, затем по всей Европе.
Фильм-эпюр (по аналогии с чертежом-эпюром), – фильм, отличающийся строгостью линий в обрисовке персонажей.
Кино-выступление (фильм-выступление) – направление французского кино, представленное политическими публицистическими фильмами, и рассчитанное на активное вмешательство в жизнь современного общества.
Жан Виго в статье «К социальному кино» утверждал, что «документальный социальный фильм снимается с документальной точки зрения, отстаиваемой автором, и требует от автора совершенно чёткой позиции». («Premier Plan», №19, Lion, 1961 г.)
Фильмы-пародии на полицейские фильмы. Им свойственны:
- насмешка, сдобренная основательной дозой чёрного юмора, цинизма и каплей анархизма;
- чёткий уверенный ритм;
- действенность;
- американский оттенок и качество.
Фильм-свидетельство – скрытая камера.
|
|
«Монтажный фильм» – фильм, сделанный на монтажном столе, в основном, из хронологического материала.
«Фильмы-опросы». Раскрывают образ покровителя, соперников или важного «пугала».
Кинематографическая точность представляет собой в целом категорию оценочную, заключается в умелой дозировке разных элементов (пластических, звуковых, поведенческих), заимствованных у реальности, но отобранных и расположенных авторами фильма. Именно взгляд оператора и режиссёра есть основа правдоподобия того или иного момента.
«Компилятивные» фильмы – построены на документах исторического характера с комментариями.
Фильмы «Ретро» – прямое, непосредственное обращение к истории. Феномен моды, заявивший о себе на улицах Парижа в 1974 году, показав на экранах мягкие линии платьев из тканей в цветочек, туфли на танкетке, автомобили марки «Ситроен» и др. Но это уже стилизованная история. В моду вошла тема «песчинки», которая может изменить линию судьбы, или тема покорности перед исторической неизбежностью. Часто прослеживается романтическая фабула, полная видений и надуманных образов. Попытка авторов фильма с помощью частных случаев создать обманчивое представление об истории. Появился интерес к палачам и жертвам, подчёркивание близости страдания и наслаждения. Тема войны – одна из основных в фильмах «ретро».
«Альтернативное» кино это:
- целый сектор коммерческого кино, который отражает социальные недомогания, констатирует феномен коллективного несоответствия между людьми и обществом (речь не идёт об индивидууме);
- кино в духе Лиги прав человека. Ставит целью поучать общество, а не изменять его. Разоблачает индивидуальные злоупотребления, выявляет привилегии и компромиссы. Осуждается смертная казнь или расизм, ставится под сомнение правосудие. Носит политический характер (Марсель Карне «Убийцы именем порядка»);
- «левое» кино – идеология «левых». Профсоюзы, их лидеры – основные герои этих лент;
- «парадоксальное» кино. Порнофильмы (экранизация «Эммануэль» Джаста Джекина взорвала границы пристойного, вошла в большой кинобизнес).
|
|
- эротические фильмы, – подглядывание в замочную скважину.
- «Жестокое порно». Учреждение на такие фильмы категории «Х» (закон от 30 декабря 1975 года). Личность режиссёра в этой экранной продукции не имеет значения. У фильмов «порно» есть общая черта с фильмами Люмьеров. Это кино примитивно – фактографическое. Ценность его определяется тем, что оно показывает. Нет ни тайны, ни дистанции, ни игры. В расчёт принимается только любовная сцена, всё остальное – второстепенно. Режиссура сводится к выбору места съёмки. Персонажи, символы пола, присутствуют лишь в качестве статистов.
Экспериментальное кино.
Предполагает выработку нового киноязыка. Обычно бывает малобюджетным и создается, в основном, молодыми кинематографистами для фестивальных показов.