1.Сущность государственного кредита и функции. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством, физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает, как правило, в качестве заемщика, а иногда и в качестве гаранта. Гарантом - когда берет на себя ответственность за погашение займов, взятых юридическими лицами страны у других государств. В качестве заемщика денежных средств, гораздо реже - в качеству кредитора, когда предоставляет кредиты другим государствам или субъектам хозяйствования внутри страны. Привлечение временно свободных денежных средств юридических и физических лиц государство осуществляет на условиях возвратности, платности и срочности. Государственный кредит является важнейшим дополнительным источником мобилизации финансовых ресурсов на нужды государства и, прежде всего, для покрытия бюджетного дефицита на без инфляционной основе. Основной формой государственного кредита являются займы. Функции гос. кредита: Распределительная функция осуществляет формирование централизованных денежных фондов государства за счет перераспределения ранее созданного национального дохода. Контрольная функция связана с деятельностью государства и состоянием централизованных денежных фондов, государственного бюджета; охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке; осуществляется как финансовыми, так и кредитными учреждениями. Регулирующая функция государственного кредита проявляется, когда государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.
2.Основные формы государственного кредита. Товарная форма ( сахарный, хлебный, автомобильный, железнодорожный займы и др.) широко применялись в первые годы существования СССР. В настоящее время в Беларуси распространение получила денежная форма в виде государственного займа. Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные средства, имеющиеся у физических и юридических лиц, привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета и других общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других видов ценных бумаг. Облигация - ценная бумага, дающая право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Государственные займы классифицируются по определенным признакам.
Закладные займы обеспечиваются конкретным доходом, имуществом (займы местных органов власти); беззакладные займы - обеспечением служит все имущество государства или местных органов власти. Рыночные заемные инструменты свободно продаются и покупаются на рынке и являются основой погашения бюджетного дефицита. Нерыночные инструменты не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и используются для мобилизаций средств страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов. В настоящее время в Республике Беларусь государственные займы представлены государственными краткосрочными (ГКО) и долгосрочными облигациями (ГДО). Выпускаются облигации по решению Совета Министров Республики Беларусь и хранятся в центральном депозитарии Национального банка на основании договора, заключаемого с Министерством финансов. Для размещения облигаций среди физических лиц в Республике Беларусь выпускаются облигации государственных сберегательных займов. Посредством государственного кредита государство осуществляет инвестиции в народное хозяйство, регулирует денежное обращение в стране за счет размещения займов среди различных слоев населения. форм государственного кредита - гарантии, предоставляемые Правительством Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками страны юридическим лицам Республики Беларусь. Предельный размер гарантий устанавливается ежегодно законом о бюджете страны на очередной год. Государственные гарантии по внутренним и внешним займам предоставляются на платной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Государственные гарантии не предоставляются по займам (кредитам) резидентам Республики Беларусь, имеющим задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые внебюджетные фонды.
3.Государственный долг и методы управления им. Государственный долг - это сумма задолженности по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами: резидентами, иностранными государствами, международными организациями и т.д. Делится на: внутренний долг - долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на определенный момент времени (начало года). Займы административно-территориальных единиц и получаемые им кредиты к государственному долгу не относятся. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Национальное собрание Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прироста внутреннего государственного долга по отношению к ВВП; внешний - общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени (иностранные кредиты; займы, получаемые от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг). Ц елями внешних займов являются: покрытие дефицита республиканского бюджета; пополнение валютных резервов страны; реализация инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики Республики Беларусь; Капитальный - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты, подлежащие уплате. Текущий государственный долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил в отчетном периоде. Общая сумма государственного долга является показателем состояния финансов государства. Причинами возникновения государственного долга могут быть: недостаток финансовых ресурсов в национальной и иностранной валюте, вызванный неэффективной маркетинговой политикой предприятий по сбыту своей продукции, высокой себестоимостью продукции, убыточной деятельностью предприятий и т.д. Источником возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги. Управление долгом состоит в совокупности мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг. Осуществляет управление государственным долгом в Республике Беларусь Правительство Республики Беларусь; долгом местных Советов депутатов - местные исполнительные и распорядительные органы власти. Методы регулирования долга:- новация - соглашение между заемщиком и кредитором по замене существующего обязательства другим обязательством; - рефинансирование - погашение прежнего займа путем выпуска новых займов;- конверсия - изменение первоначальных условий займа, его доходности; унификация - объединение нескольких займов в один и обмен их на облигации нового займа; консолидация - изменение сроков действия уже выпущенных государственных займов, как правило, в сторону увеличения; отсрочка погашения займа, при которой прекращается выплата доходов; аннулирование государственного долга – применяется государством в случае его несостоятельности; изменении политического режима, не желающего принимать на себя финансовые обязательства предыдущих властей. Конверсия, унификация, консолидация осуществляются только для внутренних займов; новации и отсрочка погашения обязательств могут применяться для внешних займов по согласованию с кредиторами. Может проводиться также реструктуризация долга, т.е. перенос на более поздние сроки платежей по долгу.
В периоды мирового финансового кризиса государство испытывает недостаток в финансовых ресурсах. Распространенным способом получения дополнительных средств является государственный кредит. Рассмотрим изменения, произошедшие в структуре государственного долга. Наиболее крупными кредиторами Беларуси являются Россия, МВФ, Венесуэла, Всемирный банк, Китай, Италия.