Тема 1.4. Государственный кредит и государственный долг

1.Сущность государственного кредита и функции. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством, физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает, как правило, в качестве заемщика, а иногда и в качестве гаранта. Гарантом - когда берет на себя ответственность за погашение займов, взятых юридическими лицами страны у других государств. В ка­честве заемщика денежных средств, гораздо реже - в качест­ву кредитора, когда предоставляет кредиты другим государс­твам или субъектам хозяйствования внутри страны. Привле­чение временно свободных денежных средств юридических и физических лиц государство осуществляет на условиях возвратности, платности и срочности. Государственный кредит является важнейшим дополнительным источником мобилизации финансовых ресурсов на нужды государства и, прежде всего, для покрытия бюджетного дефицита на без инфляционной основе. Основной формой государственно­го кредита являются займы. Функции гос. кредита: Распределитель­ная функция осуществляет формирование централизован­ных денежных фондов государства за счет перераспределе­ния ранее созданного национального дохода. Контрольная функция связана с деятельностью государства и состоянием централизованных денежных фондов, госу­дарственного бюджета; охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке; осуществляется как финансовыми, так и кредитными учреждениями. Регулирующая функция государственного кредита проявляется, когда государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рын­ке денег и капиталов, на производство и занятость.

2.Основные формы государственного кредита. Товарная форма ( сахарный, хлебный, автомобильный, железнодорожный займы и др.) широко применялись в первые годы существования СССР. В настоящее время в Беларуси распро­странение получила денежная форма в виде государствен­ного займа. Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные средства, имеющиеся у физических и юридических лиц, привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета и других общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других видов ценных бумаг. Облигация - цен­ная бумага, дающая право ее владельцу по истечении опре­деленного срока получить обратно сумму долга и проценты. Государственные займы классифицируются по определен­ным признакам.

Закладные займы обеспечиваются конкретным доходом, имуществом (займы местных органов власти); беззакладные займы - обеспечением служит все имущество государства или местных органов власти. Рыночные заемные инструмен­ты свободно продаются и покупаются на рынке и являют­ся основой погашения бюджетного дефицита. Нерыночные инструменты не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и используются для мобилизаций средств страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов. В насто­ящее время в Республике Беларусь государственные займы представлены государственными краткосрочными (ГКО) и долгосрочными облигациями (ГДО). Выпускаются облига­ции по решению Совета Министров Республики Беларусь и хранятся в центральном депозитарии Национального банка на основании договора, заключаемого с Министерством фи­нансов. Для размещения облигаций среди физических лиц в Республике Беларусь выпускаются облигации государствен­ных сберегательных займов. Посредством государственного кредита государство осуществляет инвестиции в народное хозяйство, регулирует денежное обращение в стране за счет размещения займов среди различных слоев населения. форм государственного кредита - гарантии, предоставляемые Правительством Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками страны юридическим лицам Республики Беларусь. Предельный размер гарантий устанавливается ежегодно законом о бюджете страны на очередной год. Государственные гарантии по внутренним и внешним займам предоставляются на платной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Государственные гарантии не предоставляются по займам (кредитам) резидентам Республики Беларусь, имеющим задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые внебюджетные фонды.

3.Государственный долг и методы управления им. Государственный долг - это сумма задолженности по обязательствам государства перед физическими и юридичес­кими лицами: резидентами, иностранными государствами, международными организациями и т.д. Делится на: внутренний долг - долговые обязательства Правительства Республики Бела­русь перед юридическими и физическими лицами на опре­деленный момент времени (начало года). Займы админис­тративно-территориальных единиц и получаемые им кре­диты к государственному долгу не относятся. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Национальное собрание Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прироста внутреннего государственного долга по отношению к ВВП; внешний - общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резиден­тов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени (иностранные кредиты; зай­мы, получаемые от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг). Ц елями внешних займов являются: покрытие дефицита республи­канского бюджета; пополнение валютных резервов страны; реализация инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направления­ми развития экономики Республики Беларусь; Ка­питальный - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на оп­ределенную дату, включая начисленные проценты, подле­жащие уплате. Текущий государственный долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обяза­тельствам государства и погашению обязательств, срок оп­латы которых наступил в отчетном периоде. Общая сумма государственного долга является показателем состояния финансов государства. Причинами возникновения госу­дарственного долга могут быть: недостаток финансовых ресурсов в национальной и иностранной валюте, вызванный неэффективной маркетинговой политикой предприятий по сбыту своей продукции, высокой себестоимостью продук­ции, убыточной деятельностью предприятий и т.д. Источни­ком возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги. Управление долгом состоит в совокупности мероприятий государства по вы­плате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг. Осущест­вляет управление государственным долгом в Республике Беларусь Правительство Республики Беларусь; долгом местных Советов депутатов - местные исполнительные и распорядительные органы власти. Методы регулирования долга:- новация - соглашение между заемщиком и кредитором по замене существующего обязательства другим обязательством; - рефинансирование - погашение прежнего займа путем выпуска новых займов;- конверсия - изменение первоначальных условий зай­ма, его доходности; унификация - объединение нескольких займов в один и обмен их на облигации нового займа; консолидация - изменение сроков действия уже выпу­щенных государственных займов, как правило, в сторону увеличения; отсрочка погашения займа, при которой прекращается выплата доходов; аннулирование государственного долга – применяется государством в случае его несостоятельности; изменении политического режима, не желающего принимать на себя финансовые обязательства предыдущих властей. Конверсия, унификация, консолидация осуществляются только для внутренних займов; новации и отсрочка погаше­ния обязательств могут применяться для внешних займов по согласованию с кредиторами. Может проводиться также реструктуризация долга, т.е. перенос на более поздние сро­ки платежей по долгу.

В периоды мирового финансового кризиса государство испытывает недостаток в финансовых ресурсах. Распро­страненным способом получения дополнительных средств является государственный кредит. Рассмотрим изменения, произошедшие в структуре государственного долга. Наиболее крупными кредиторами Беларуси являют­ся Россия, МВФ, Венесуэла, Всемирный банк, Китай, Италия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: