а) Содержательно-смысловой анализ программных документов и методической литературы
I. Изучите теоретический материал по проблеме и представьте его в виде кластера (интеллектуальной карты, структурного дерева)
II. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов, используя рекомендованную литературу:
1. Дайте определение и прокомментируйте следующие методические понятия: техника чтения, идентификация, расширение поля чтения, понимание текста, антиципация/вероятное прогнозирование, изучающее чтение, ознакомительное чтение, просмотровое/поисковое чтение, стратегия чтения, интерпретация текста.
2. Каковы задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности?
3. Раскройте психологическую, лингвистическую и коммуникативную характеристики чтения.
4. Что затрудняет процесс чтения на иностранном языке и что способствует преодолению этих затруднений? Какие упражнения и задания может использовать учитель для их преодоления?
5. Какие механизмы лежат в основе овладения техническими навыками чтения? Какие упражнения используются для их формирования?
|
|
6. Какие виды чтения вы знаете и какова их роль в процессе обучения и реального общения?
7. Какие этапы работы с текстом вам известны? Раскройте их особенности.
8. В каких случаях чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, а когда является средством формирования коммуникативных навыков и умений?
III. На основе изученной литературы заполните следующую таблицу:
№ | Трудности чтения | Способы их преодоления |
IV. Изучите Программу и заполните следующую таблицу:
Этап | Цели обучения чтению | Требования к уровню подготовки учащихся | Объем текста |
начальный | |||
5-7 класс | |||
8-9 класс | |||
10-11 базовый | |||
10-11 профильный |
V. Допишите недостающие типы текстов:
Стили текстов | Типы текстов |
Информационный / прагматический | - Объявления - - реклама - - факсы - - радио и телепрограммы - - анонс - - метеосводка - |
Публицистический | интервью - - репортажи - - - дискуссии |
художественный | - рассказы - - - письма - - - |
научно-популярный | - тексты из учебника - - - - статья в энциклопедии - |
VI. Соотнесите данные умения с видами чтения:
Вид чтения | Умения |
а. Чтение с пониманием основного содержания (ознакомительное) б. Чтение с извлечением нужной/интересующей информации (просмотровое/поисковое) в. Чтение с полным пониманием прочитанного (изучающее) | 1. понять информацию, о которой нужно догадаться; 2. умение извлекать информацию в виде оценочных суждений, описания, аргументации; 3. умение понять основную мысль; 4. умение делать выводы из прочитанного; 5. умение отделить главную мысль от второстепенной; 6. умение понять тему текста; 7. умение извлекать конкретную информацию (дата, цифра, имя, название); 8. умение понять логические связи внутри и между частями текста; умение понять стиль и тип текста; умение понять прочитанное посредством логической связи внутри и между предложениями. |
VII. Познакомьтесь с содержанием таблицы и
|
|
а) скажите, к какому виду чтения относятся предлагаемые рекомендации;
б) ответьте на следующие вопросы:
- какой вид чтения занимает, на ваш взгляд, больше всего/меньше всего времени;
- какой вид чтения вы наиболее часто/наименее часто используете на занятиях;
в) распределите виды чтения по мере возрастания их сложности для вас лично
Вид чтения | Рекомендации (советы) |
а. Чтение с пониманием основного содержания (ознакомительное) б. Чтение с извлечением нужной/ интересующей информации (просмотровое/поисковое) в. Чтение с полным пониманием прочитанного (изучающее) | 1. - внимательно читайте каждый абзац текста и распределяйте факты по степени важности; - проверяйте значения незнакомых слов с помощью словаря; - обращайте внимание на ключевые предложения каждого абзаца, выписывайте их в тетрадь или подчеркивайте в процессе чтения; - составляйте краткое содержание прочитанного в письменной форме; - перефразируйте трудные для понимания предложения; - раскрывайте причинно-следственные связи; - старайтесь понимать содержание прочитанного, опираясь на фоновые знания, экстралингвистический аппарат текста и шрифтовые выделения; - составляйте планы, схемы, таблицы; - при необходимости переводите текст полностью или выборочно. 2. - обращайте внимание на заглавие текста; - читайте первые предложения каждого абзаца; - обращайте внимание на ключевую информацию каждого абзаца, выписывайте ее в тетрадь или подчеркивайте в процессе чтения с целью использования ее в других видах деятельности (в проектной работе, ролевых играх и т. д.). - определяйте главную мысль; - отделяйте основную информацию от второстепенной; - используйте сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опоры для понимания; - старайтесь извлечь информацию из рисунков, графиков или диаграмм, используя фоновые знания/широкий контекст. 3. - определяйте, какую информацию вы собираетесь искать; - прогнозируйте содержание текста на основе реалий, терминов, географических названий, имен собственных, дат, цифр; - идентифицируйте тип (характер) текста по его внешней структуре (анонс, реклама, программа телепередач и др.); - находите в тексте нужные факты, примеры, аргументы. |
VIII. На основе изученного материала (Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина Методика… стр. 177-182; В.М. Филатов Методика … стр. 303-304) заполните следующую таблицу, которая поможет вам систематизировать процесс формирования технических навыков чтения:
Уровни овладения техникой чтения | Упражнения |
1. Уровень буквы и буквосочетания | - прочитайте букву - - - прочитайте буквы в конкретном слове - - соотнесите звуковой образ буквы с графическим - - - - - |
2. Уровень слова и словосочетания | - назовитеслова, вкотором есть звук [æ] - - составьте слово из букв и прочитайте его - - - прочитайтесловосочетания, обозначающие время или место действия - |
3. Уровень предложения и абзаца (мини-текста) | - прочитайте подписи под картинками - - прочитайте текст, соблюдая ритмико-интонационный рисунок - |
IX.Познакомьтесь с различными подходами к формированию технических навыков чтения (персонифицированное чтение, цветочтение, холистический подход, подход на основе установления графемно-фонемных соответствий, подход на основе использования алфавитной доски и звуковой дорожки) и кратко зафиксируйте их суть и проиллюстрируйте примерами.
|
|
X. Посмотрите на следующие утверждения и скажите:
- согласны ли вы с ними (полностью/частично/не согласны);
- относятся ли они к использованию чтения как самостоятельного вида речевой деятельности или в качестве средства формирования смежных речевых навыков.
Впишите номер утверждения в нужную графу таблицы, приведенную ниже.
Чтение как самостоятельный вид РД | Чтение как средство обучения и контроля |
Мы читаем для того, чтобы:
- получить подробную информацию по интересующему нас вопросу;
- найти ошибки в тексте;
- выполнить домашнее задание;
- развлечься;
- понять, поможет ли данный текст получить необходимую нам информацию;
- понять основную мысль или определить, о чем идет речь в данном тексте;
- найти ответы на конкретные вопросы;
- научиться быстро читать вслух с соблюдением базовых норм
произношения;
- научиться использовать различные интонационные модели;
- написать аналогичный текст самим;
- подготовить устный или письменный доклад по заданной теме;
- найти новые слова и догадаться об их значении по контексту;
- найти изучаемое грамматическое явление в тексте и использовать предложение из текста в качестве иллюстрации его употребления в речи;
- выполнить тест на проверку уровня сформированности лексико-грамматических навыков и умений;
- выполнить контрольное задание на проверку навыков аудирования, письма;
- узнать что-то новое;
- найти заведомо необъективную информацию, а затем апеллировать к ней в устной или письменной полемике и т. д.
XI. Подготовьте сообщение о технологии проведения уроков домашнего чтения.
б) Практико-ориентированные задания
Задание 1. Согласитесь или опровергните следующие утверждения:
Я умею читать, это значит:
- Я могу перевести каждое слово в тексте
|
|
- Я могу озвучить каждое слово в тексте
- Я могу понять основное содержание текста
- Я могу понять текст в деталях
- Я могу найти нужную мне информацию.
Прочитайте текст и скажите, о чем этот текст?
- о Византийской истории?
- о связях древней Византийской культуры с современной азербайджанской культурой?
- о войне между Византийской империей и Азербайджаном?
Yustinianin dövrüne aid mozaika esasinda “Bizans qadinlannin geyimi” mövzusunda metn hazirlayin. Baki metrolanndaki mozaik tesvirlere diqqet yetirin.
Вернитесь к утверждениям и скорректируйте свою позицию относительно умений чтения.