Виды аудирования Умения

а) Аудирование с пониманием основного содержания (Listening for gist) б) Аудирование с извлечением необходимой информации (Listening for specific information) в) Аудирование с полным пониманием (Listening for details) 1. определять основную мысль 2. определять причинно-следственные связи 3. определять отношение говорящего к событиям и действующим лицам 4. извлекать необходимую фактическую информацию (имена действующих лиц, время, место действия) 5. определять последовательность фактов и событий 6. делать выводы 7. определять основные факты и события 8. догадываться о значении незнакомых слов, словосочетаний и идиоматических выражений из контекста 9. определять основную тему сообщения 10. определять из контекста, в каких отношениях (официальных, нейтральных или дружеских) находятся речевые партнеры

б) Практико-ориентированные задания

Задание 1. Проанализируйте аудиотексты в одном из УМК и ответьте на следующие вопросы:

Вопросы ДА НЕТ
  Имеются ли в УМК аудиотексты?    
  Если да, то достаточно ли их?    
  Интересны ли имеющиеся в УМК тексты по содержанию?    
  Отвечает ли содержание аудиотекстов возрастным особенностям учащихся?    
  Могут ли учащиеся идентифицировать свой жизненный опыт с содержанием текстов?    
  Предлагаются ли аудиотексты различных жанров и типов?    
  Имеются ли тексты страноведческого характера и интересны ли они для учащихся?    
  Соответствует ли длительность звучания аудиотекстов программным требованиям?    
  Имеются ли аутентичные аудиотексты?    
  Имеются ли предтекстовые задания к аудиотекстам?    
  Содержат ли аудиотексты притекстовые задания?    
  Имеются ли послетекстовые задания?    
  Мотивируют и стимулируют ли задания деятельность учащихся?    
  Имеются ли упражнения, интегрирующие другие виды РД (говорение, письмо)?    
  Имеются ли песни, записанные на кассету/диск?    

Задание 2. Просмотрите 1—2 тематических раздела и определите, какие из предложенных ниже типов заданий на развитие умений аудирования используются в выбранном вами УМК.

Уровень 1 (не предполагающий никаких самостоятельных речевых действий)

— послушать песню/стихотворение/текст;

— послушать песню/стихотворение/текст и повторить за диктором (в паузу).

Уровень 2 (простых невербальных действий)

— выполнение заданий, предлагающих зарисовать/отметить/вы­делить/подчеркнуть и т. д. что-то в процессе слушания;

— определить верные/неверные утверждения;

— найти ошибки/несоответствия;

— заполнить таблицу;

— выполнить тест множественного выбора

Уровень 3 (с использованием вербальных кратких ответов)

— вставить пропущенные слова;

— ответить на вопросы;

— прослушать и исправить неверные утверждения

Уровень 4 (с использованием развернутых устных или письменных ответов, предполагающих реализацию комплексных коммуникативных умений) — найти ответы на вопросы (проверяющие не только понима­ние содержания, но и смысл услышанного)

— решать различные проблемные задания на основе полу­ченной со слуха информации;

— использовать аудиотекст для дальнейшего анализа (в том числе и стилистического) на уровне содержания и смыс­ла, интерпретировать текст;

— кратко записать нужную информацию/вести записи;

— определить основную идею текста;

— пересказ аудиотекста.

Задание 3. Выпишите формулировки заданий на аудирование, представ­ленные в УМК, и определите:

• цель задания;

• механизмы аудирования, которые данное задание развивает и совершенствует;

• действия учащихся по их выполнению;

• наличие необходимых опор;

• какие смежные языковые/речевые/социокультурные умения и навыки данное задание использует и формирует.

Задание 4. Определите, какие задания используются: открытого или закрытого типа. Есть ли в них элемент новизны / проблемности? Насколько интересны могут быть данные задания для учащихся и чем определяется данный интерес: содержанием или формой?

Задание 5. Соотнесите этапы работы с текстом с их содержанием, и заполните следующую таблицу:

Дотекстовый в процессе прослушивания послетекстовый
     
     
     
   

1. пересказ текста: выборочный, сжатый, по составленному плану, по цепочке;

2. развитие фонематического и интонационного слуха учащихся: прослушивание двух одинаковых предложений и определение сходства или различия в их интонационном оформле­нии;

3. прослушивание аудиотекста с разными целевыми установками (понимание основного содержания, и т. п.);

4. формирование навыков восприятия и узнавания языковых средств: узнавание определенного звука в словах и т. п.;

5. снятие звуковых трудностей: объяснение значений слов, трудных грамматических явлений;

6. выяснение замысла автора, мотивов, поступков действующих лиц;

7. развитие аудитивной памяти учащихся: повторение фраз с нара­стающим объемом за диктором;

8. проверка понимания основного содержания аудиотекста: выбор правильного ответа из нескольких данных, выбор заголовка из нескольких предложенных, составление плана;

9. проверка детального понимания содержания аудиотекста: поста­новка вопросов разного типа, верные и неверные утверждения, заполнение пропусков;

10. формирование навыков языкового прогнозирования: высказыва­ние предположений о том, какие из предложенных слов встре­тятся в тексте и т. п.;

11. совершенствование навыков прогнозирования содержания выска­зывания: по заглавию, по первому (последнему) абзацу;

12. оценка слушающим событий, поступков героев текста;

13. снятие трудностей понимания содержания текста, например, разъяснение неизвестных реалий, прослушивание отдельных, наиболее трудных предложений, выяснение фоновых знаний;

14. предложение своей версии начала (окончания) рассказа.

Задание 6. Дополните таблицу подготовительными упражнениями для формирования аудитивных навыков примерами формулировок:

Упражнения Формулировки
  Упражнения для обучения речевому слуху (на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонационного рисунка фразы, грамматических форм слова)  
  Упражнения для обучения вероятностному прогнозированию  
  Упражнения для развития кратковременной и словесно-логической памяти  
  Упражнения в распознавании на слух реалий и аббревиатур  
  Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки  
  Упражнения на развитие внимания учащихся  
  Упражнения на развитие воображения  
  Упражнения на развитие логического мышления  

Задание 7. Распределите следующие задания для контроля понимания аудиотекста по уровням восприятия и переработки информации (1-4, см. Задание 2):

1) Подобрать иллюстрации к тексту иллюстрации

2) ответы на вопросы учителя на родном языке

3) ответы на вопросы учителя на иностранном языке

4) согласие / несогласие с утверждением

5) изобразить услышанное в виде рисунка

6) расположение предложений в логическом порядке

7) сравнение услышанного и фоновых знаний учащихся

8) пересказ текста на иностранном языке

9) выбор предметов, упомянутых в тексте, из предложенных

10) сочинение-продолжение текста

11) определение темы сообщения

12) составление плана текста

13) озаглавливание текста

14) расположение иллюстраций в определенном порядке

15) ролевая игра

16) составление рецензии / оценка прослушанного текста

17) организация дискуссии / круглого стола

18) выполнить тест восстановления

Задание 8. Предложите другие приемы и способы контроля понимания аудиотекста

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Какие приемы проверки понимания, предложенные в Задании 8, подходят

а) для младших школьников __________________________________________________________________

б) для старших школьников________________________________________________________

Впишите их номера.

Задание 10. Проанализируйте видеофрагмент по обучению аудированию и ответьте на следующие вопросы:

· Является ли аудирование в данном случае самостоятельной целью обучения или оно средством формирования смежных языковых и речевых навыков?

· Какому виду аудирования обучает учитель?

• Какие этапы работы с текстом учитель использует, а какие нет и почему?

• Каким образом учитель мотивирует учащихся к слушанию текста?

• Какие трудности языкового / речевого / содер­жательного / социокультурного характера данный текст представляет для учащихся и как учитель их снимает?

· Какие приемы контроля понимания текста использует учитель?

• Можно ли сказать, что данный фрагмент урока в комплексе ре­шает несколько целей обучения ИЯ, и если да, то какие и в чем это проявляется?

Задание 11. Разработайте фрагмент урока по развитию умений аудировать иноязычный текст. Для этого сформулируйте задачи урока (практическую, воспитательную, развивающую, образовательную)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

этап урока и его задача деятельность учителя примечание
I. Дотекстовый (before listening) - создание мотивационной установки - идентификация текста и антиципация - обсуждение темы/проблемы текста и выявление фоновых знаний учащихся - снятие языковых трудностей II. В процессе прослушивания (while listening) -постановка коммуникативной задачи, прослушивание текста и выполнение заданий на контроль понимания текста III. Послетекстовый (post-listening/follow-up activities) -развитие комплексных коммуникативных умений    

При составлении фрагмента урока не забудьте:

• указать УМК, тему, номер урока;

• определить, будете ли вы обучать аудированию как самостоятель­ному виду речевой деятельности или на этом уроке аудирование будет выступать как средство формирования комплексных коммуникативных умений;

• написать цель урока/фрагмента урока в общей цепочке уро­ков по теме;

• просмотреть материал учебника и книги для учителя;

• выписать те упражнения и задания, которые вы хотели бы использовать, определить их цель и желаемый результат;

• подобрать нужный дополнительный материал;

• при необходимости дополнить список заданий;

• выполнить задание самостоятельно, зафиксировать последо­вательность своих действий и определить, смогут ли ваши потенциальные ученики сделать это так же легко;

• продумать, какие опоры можно предложить классу (отдель­ным ученикам) в случае затруднений с выполнением каждо­го задания;

• расположить задания в логической последовательности;

• внести окончательную правку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: