Шестой шаг: обогатить ценностный мир ребенка посредством изучения культурных образцов достижений человечества

1 этап. Диагностика имеющихся ценностей (методика «Сундучок», «Лучики», варианты ранжирования ценностей). Итоги становятся основой для определения характера дальнейшей работы с детьми.

2 этап. Непосредственная деятельность по корректировке представлений, которые вызывают опасение. Необходима система «огоньков», выстроенная в соответствии с полученными результатами, психологическими особенностями.

Темы «огоньков»: «Великие открытия Отечества» (на примере жизни людей, посвятивших себя открытиям на благо общества), «Человек XXI века, каков он?» (определение наиболее важных качеств человека XXI века, соотнесение с собой, постановка задач на ближайшее будущее, работа над программой развития), «Весь мир – во мне» (самовыражение каждого ребенка, рефлексия), «Время открытий ожидается?» (определение перспектив будущей жизни).

Адаптированные варианты занятия Н.Е. Щурковой «Цена и ценность», в котором один из аспектов общения – ценностное отношение к «Орленку», его культуре.

Эффективным приемом влияния на ценностный мир ребенка считается обращение к иносказанию. Сказки, притчи рисуют в сознании ребенка определенные особенности поведения, образа мыслей, которые ребенок, следуя силе их влияния, адаптирует, переносит на себя. Ребенок присваивает ценности тех, кому он верит, даже если это вымышленный герой, персонаж сказки. Можно использовать для работы индийские притчи, истории странствующих суфиев, книгу «Жемчуга мудрости», философию Н. Козлова, сказки народов мира.

Выбор той или иной притчи обусловлен ситуацией, психологической обстановкой. Притча дарится детям за что-то. Важно найти это «что-то», даже если для этого нет оснований: дети провинились, поссорились, разочаровали в чем-то. Дети всегда ждут сказку, хотя вслух об этом часто не говорят. Письма детей, в которых они упоминают содержательные моменты той или иной сказки, подтверждают освоение ими философского подтекста.

Сюжетные занятия с элементами арттерапии: «Сотворим свой мир», «Древо по имени Я», «Многоликая культура», «Маска моей души».

3 этап. Работа над определением иерархии ценностей, важных для всего отряда.

Как правило, к концу первой недели список ценностей меняется, наполняется новыми. Происходит переосмысление того, в чем ребенок раньше был уверен. Вырабатываются общие ценности отряда, выраженные в своде законов.

Этому способствует обращение к культурным образцам искусства (просмотр видеофильмов о выдающихся музеях мира). Ценность любви как источника творчества, высшего проявления духовности человека, главного чувства жизни может стать основой отрядной программы.

Результаты пятого шага: определение, осознание ребенком своих ценностей; познание ценностей других людей, «Орленка», общечеловеческих; обогащение ценностного мира; перенесение ценностей в реальную жизнь, следование им в дальнейшем.

Критерии результативности.

– результаты диагностик;

– собственно характер и содержание деятельности;

– изменение отношений в отряде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: