Оборудование: черная тушь и гуашь, альбом, кисти, свечи

Ход занятия:

1. Знакомство. Проводится игра «Снежный ком» с названием любимого цвета. Потом ребята знакомятся с перспективами дальнейшей деятельности.

2. Что такое графика? Графика – произведения художников, выполненные не жидкими, а сухими материалами, такими как карандаш, пастель, сангина, уголь. Еще правильней назвать графикой искусство изображения мира не с помощью цвета, как в живописи, а с помощью линий. Англичане называют искусство графики «искусством черно-белого».

С графикой, в отличие от живописи, мы встречаемся везде и всюду. Иллюстрации в книге, зарисовки и карикатуры в газете, оформление упаковки различных товаров, плакаты на улице, почтовые марки – все это произведения художников- графиков.

По сравнению с живописью, графика более условна, она не способна передать все богатство цвета и формы, она упрощает их, выбирая и подчеркивая самое основное. Если в живописи на первом месте стоит цвет и создаваемый им колорит, а рисунок играет хоть необходимую, но все же вспомогательную роль, то в графике роль рисунка решающая, здесь он становится самостоятельным видом искусства. В графике линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен имеют ведущее значение.

К графике относятся и все виды гравюр, которые от рисунков отличаются тем, что могут быть размножены в большом числе экземпляров. Гравюры также бывают черно-белыми и цветными и печатаются с нескольких досок.

Весьма заметную роль в современной жизни играет сатирическая графика и карикатура. С ними мы сталкиваемся ежедневно, раскрывая очередной номер газеты или журнала.

3. Знакомство с техникой гроттаж.

И сегодня вы познакомитесь с одним из видов графической работы. Выполнив ее, вы получите всего один экземпляр-подлинник. Она несколько напоминает гравюру, так как тоже создается линией разного направления, плавности, длины, полученной за счет углубления, процарапывания поверхности.

Для этой работы вам понадобится: кусочек свечи, черная гуашь и тушь, какой-нибудь острый предмет для процарапывания. Будьте аккуратны: перед тем как начать эту работу, застелите весь стол газетой или плотной бумагой.

Тщательно натрите лист кусочком свечи так, чтобы воском была покрыта вся плоскость листа. Это очень важно, потому что там, где не окажется воска, работа будет испорчена. Теперь, смешав черно-белую гуашь (1/3 часть) и тушь (2/3), покройте всю работу. Дайте ей хорошо просохнуть.

Вооружившись иглой, процарапайте свой рисунок. Попробуйте проводить царапины-линии соответственно форме каждого отдельного элемента. Например, тонкие нити пера идут параллельно, но в двух разных направлениях, от центральной средней части-остова. Бусы могут иметь форму шарика, следовательно, царапинки лучше делать округлыми штрихами. Свет фонаря – центрическими кругами, а может быть, и идущими от центра линиями и т.д.

4. Самостоятельная работа ребят.

Теперь каждый сам попробует приготовить бумагу и сделать работу. Такого рода работы можно делать большого, а можно и маленького, как открытка, размера. Наклеенная на паспарту, она послужит отличным подарком.

Занятие 2. «Силуэт».

Задача: познакомить ребят с приемом работы в технике силуэт.

Оборудование: альбом, черная бумага, черная гуашь, кисточки, клей, ножницы, образцы работ.

Ход занятия:

1. Рассказ о силуэте.

В одной древнегреческой легенде рассказывается о том, что дочь Дибутада обвела контуром тень своего возлюбленного на стене – так и появился первый силуэт. Многие греческие вазы, созданные в V–VI веках до нашей эры, были украшены черными, профильными фигурами людей и животных. Это искусство процветало с глубокой древности в Китае, Японии и других странах Востока.

Свое нынешнее название оно получило только в XVIII веке:

При дворе французского короля Людовика XV, служил в должности главного контролера над финансами, некий Этьен де Силуэт. Именно его фамилия и перешла в название этого искусства. Одни утверждают, что этот придворный очень любил на досуге вырезать фигурки из черной бумаги. Другие же говорят, что, когда король прогнал его с должности, на него кто-то нарисовал теневую карикатуру, которую окрестили силуэтом с маленькой буквы. Так или иначе, но фамилия этого давно забытого незадачливого министра дала название интересному искусству.

В первой половине XIX века необычной филигранности в силуэтных композициях достиг известный русский художник Ф. Толстой. Тут были и военные сцены, эпизоды из истории Древней Руси. Более всего интересны его композиции на бытовые темы. Это сцены из крестьянской жизни: уборка сена, ловля рыбы, сцены в церкви, особенно много сцен охоты. Черные фигурки просты, но полны жизни, прекрасны по композиции, вырезаны с ювелирной тонкостью.

Новый подъем силуэтного искусства начался в России в начале XX века. Он связан с именами таких художников, как Г. Нарбут, М. Добужинский, Д. Митрохин и в особенности – Е. Кругликова. Еще в 1914 году художница, проживавшая тогда в Париже, с большим искусством и остроумием вырезала большое число бытовых парижских сценок для альбома «Париж во время войны». В дальнейшем она исполнила серию портретов своих современников и автопортреты, а также ряд сложных многофигурных композиций (показ иллюстраций ее работ). Ее достижения в искусстве силуэта остались до сих пор непревзойденными, хотя многие художники и сейчас пользуются силуэтами.

2. Знакомство с техникой силуэта.

Техника этого искусства предельно проста. Силуэт делают по тщательно разработанному карандашному рисунку, закрашивая его тушью на белой бумаге либо вырезая из черной бумаги и наклеивая на белый фон. Иногда можно добавить в черный силуэт отдельные белые штрихи. Технически это делается так: силуэт делают тушью на мелованной бумаге и затем процарапывают требуемые линии.

Силуэтный рисунок может быть черным на белом фоне, или наоборот. В черный силуэт можно вводить белые пятна – «прорезы», которые живописно обогащают изображение.

3. Самостоятельная работа.

Занятие 3. «Авангард».

Задачи:

– знакомство ребят с приемами работы в технике нить в туши;

– самореализация детей, в проведении мини-занятий;

– развитие воображения детей.

Оборудование: краски, кисти, нитки, листы.

Ход занятия:

1. Рассказ об авангарде

Сегодня я познакомлю вас с авангардом, с абстрактным искусством (новыми тенденциями, течениями в живописи).

Художники-авангардисты не изображают мир таким, каким его видят все вокруг, не передают реалистическую картину мира, а своей фантазией, воображением при помощи геометрических фигур, брызг краски, ее подтеков, как она сама ляжет на полотно, выражают какой-то глубинный внутренний мир. Все вы слышали о картине Малевича. Какая его картина славится на весь мир? («Черный квадрат».)

Самым поразительным примером новой тенденции абстрактного искусства является творчество американца Джексона Поллока. В отличие от неторопливого исполнения, которого требует живопись, он в 1947 году создал технику дриппинга, при которой исчезает всякая необходимость в кистях, поскольку художник, двигаясь вокруг холста, расстеленного на полу, свободно разбрызгивает краски из банки. Картина, таким образом, состоит лишь из брызг и красок. Она называется «Черное и белое» (демонстрация изображения).

Авангардистом, абстракционистом является известный испанский художник – Пабло Пикассо. Какая его картина нам всем хорошо знакома еще со школы? («Девочка на шаре»)

А вот посмотрите – его картина «Портрет Амбруазо Воллара», где он использовал геометрические фигуры для изображения лица человека.

2. Знакомство с техникой нить в туши.

Сегодня и мы с вами займемся абстрактным искусством, поработаем в технике нить в туши. Она очень проста в исполнении, доступна и интересна.

Для нее нам понадобятся нитки разной толщины, можно попробовать даже шерстяные, краски, кисточка и любая палочка. Привязываем на нее один конец нитки, аккуратно ее наматываем и красим краской. Затем берем за свободный конец нити, разматываем и раскладываем ее на бумаге (нить не должна быть очень длинной, чтобы не путалась). Другой конец нити с палочкой должен выходить за пределы бумаги. Теперь накрываем сверху другим белым листом и, придерживая его, аккуратно выдергиваем нитку. Можно повторить процедуру другим цветом, но нужно следить, чтобы цвета не сочетались.

Можно оставить так, ничего не дорисовывая, посмотреть, на что это похоже, и назвать работу, а можно подрисовать где-то глазки, носик и т.д.

3. Самостоятельная работа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: