Ирина Селиверстова, «Стремительный»

Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Важнейшим средством коммуникации является слово. Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с родными и друзьями, со знакомыми и незнакомыми людьми, с подчиненными и начальством. Это очень важно для успеха в любом деле.

Общение входит в нашу жизнь рано. Мать улыбается двухмесячному малышу, он гулит – это уже общение. Разговор приятелей, семейный вечерний стол, официальное торжество в школьном классе, дружеская компания – все это нескончаемая, бесконечная цепь процесса общения. В настоящее время подростки все более индивидуальны и нестандартны. Они убеждаются, что наряду с поистине приятными минутами общение доставляет иногда и массу неприятностей. Поэтому это пространство в их жизнедеятельности играет немаловажную роль. Отсюда и интерес, и желание узнать, научиться культуре и искусству общения.

Программа данного клуба помогает подростку приобрести определенные навыки, умения в общении, а также уверенность в себе.

Цель: способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения.

Задачи:

- создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для комфортности каждого участника;

- овладение определенными знаниями по культуре и искусству речи;

- изучение и овладение приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;

- расширение представления участников о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.

Занятие 1. «Мой стиль общения».

Цель: пробудить интерес к овладению искусством общения.

Задачи:

- создать комфортную атмосферу в группе;

- показать ребятам разные способы общения;

- проиграть различных ситуаций и проанализировать их.

План занятия:

- знакомство;

- заданная ситуация, ее обсуждение;

- употребление местоимений «ты» и «вы»;

- жестикуляция (виды жестов);

- анкета.

Ход занятия:

1. Приветствие. Игра «Знакомство».

– Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас сегодня на нашей встрече. Это наша первая с вами встреча. А это значит прежде всего знакомство. Сделать первым шаг, первым произнести слово не так-то просто. А вы когда-нибудь уже пробовали познакомиться с незнакомым для вас человеком? Я предлагаю вам обычную ситуацию: знакомство молодого человека с дамой.

Двум играющим предлагается выбрать карточки с обозначенной на них ролью: «мальчик», «юноша», «парень», «мужик», «сударь», «господин» и «девочка», «девушка», «баба», «дама», «сударыня». О содержании роли знают только те, кто прочитал карточки. С позиции доставшейся им роли они и ведут разговор с партнером. Дисгармония и нереальность знакомства и дружеских отношений сразу выявится, если роли окажутся не соответствующими друг другу. Игра включает в себя осмысление ролевого соответствия «девушка» – «юноша» и т.д. Также анализируется неудача знакомства. И желательно отгадать обозначенную на карточке роль обоих участников.

Обсуждение игры.

2. Стиль общения.

– Как видите, не всегда мы с вами задумываемся: а приятен ли наш стиль для собеседника? И поэтому порой бывает трудно. Может быть, точнее разобраться в правильном общении нам помогут следующие ситуации. Ведь действительно, даже не знакомясь, нам приходится просто общаться с незнакомыми людьми. Где-то инициаторами этого разговора становитесь вы, а где-то с вами начинает говорить просто прохожий. Вам нужно сейчас попытаться войти в роль, в ситуацию, которая указана на данной карточке.

Ситуации:

1. Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но вам он очень понравился, и вы хотели бы с ним познакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему.

2. В вагоне метро вы случайно оказались рядом с известным киноактером. Вы обожаете его и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь для вас это такая большая удача.

3. Вам очень нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот наконец вы решились подойти к отцу (маме).

4. Вы сидите в парке на скамейке. Вам захотелось побыть одному. Мечтаете, глядя в небеса. К вам подсаживается гражданин, заводит разговор, докучая вопросами.

– Спасибо. Давайте обсудим увиденное. Умение устанавливать контакты совершенно необходимо для приятного, продуктивного общения. Но человек не рождается с этим умением и поэтому часто совершает много ошибок.

3. Правила обращения.

– Немаловажно и то, как вы обратились к человеку. Хочу обратить ваше внимание, что существуют определенные случаи употребления местоимений «вы» и «ты» в общении.

Знакомство с таблицей:

«ВЫ» «ТЫ»
К незнакомцу, малознакомому адресату К хорошо знакомому адресату
В официальной обстановке общения В неофициальной обстановке общения
При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату При дружеском, фамильярном отношении к адресату
К равному и старшему (по возрасту и положению) адресату К равному и младшему (по возрасту и положению) адресату

4. Язык невербального общения.

– Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участника общения, мимику, жесты, направленность взгляда, т.е. понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показать, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Часто ли вы применяете в своем общении жесты?

– Я предлагаю вам закончить предложения. Дайте, пожалуйста, несколько возможных вариантов, при этом используйте свою жестикуляцию:

– Маша схватилась за голову и закричала...

– Николай хлопнул себя по лбу и воскликнул...

– Старик замахал руками, повторяя...

– Парень, почесав затылок, сказал...

Как видите, жестикуляция у всех практически разная. Кому-то легко использовать жесты, а кому-то трудно. Поэтому нужно учиться использовать жесты. Но использовать их правильно, чтобы в итоге не быть посмешищем.

Жесты в свою очередь подразделяются на ритмические (ритмично в такт речи); эмоциональные (передающие оттенки чувств); указательные, изобразительные (как бы нагляднее изображают предмет); символические (поклоны как символ благодарности за теплый прием).

– А сейчас у вас есть возможность рассказать нам свою интересную историю, рассказ, используя новые знания, полученные сегодня.

Выступления.

Мы с вами узнали некоторые стороны общения. А общение безгранично. Что бы вы еще хотели узнать об общении, что вас интересует? Я попрошу вас заполнить эту небольшую анкету. Успехов вам.

Занятие 2. «Основы культуры речи».

Цель: Освоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в общении.

Ход занятия:

1. Основные качества речи:

– богатство и разнообразие,

– чистота речи,

– яркость, образность, выразительность,

– ясность и понятность,

– точность.

2. Спор:

- Что это такое? Классификация споров. Из истории искусства спора.

- Культура спора. О предмете спора. Уважительное отношение к оппоненту.

- Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов (простые и сложные, корректные и некорректные, уточняющие, острые вопросы). Виды ответов. Нечестные приемы.

- Как убедить оппонента. Основные формально-логические законы. Доказательство. Полемические приемы.

3. Подведение итогов занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: