Это учение о типах (высший классификационный разряд, выделяемый на основе наиболее значимых сущностных признаков)
Существуют различные критерии типологии. В основном два:
1) Формационный подход (Марксиский) – тип государства жестко связывается с типом общества – экономической формации. По мысли этого подхода, каждое общество в своем развитии проходит некоторые стадии, сменяя друг друга.
Общество-экономическая формация – уровень развития общества, жестко детерминированный характером производственных отношений в обществе и соответствующему этому характеру уровню экономических сил. Первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая – этим формированиям соответствуют 4 формационных типа государства – рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. Смена формаций и формационных типов государства происходит в результате социальной революции (одно из достижений марксизма). Социальная революция происходит потому что прогрессивные производственные силы входят в конфликт с консервативными производственными отношениями. При этом социалистическое государство рассматривалось противоречиво. Социальное государство – высший тип государства. С другой стороны рассматривалось как отмирающее полугосударство.
|
|
2) Цивилизационный подход
Выделяются стадии:
· Традиционное общество – аграрное производство
· Развивающееся
· Общество экономического сдвига
· Переходное общество
· Общество выского уровня потребления. Возникает государство всеобщего благоденствия.
Существуют и другие подходы:
ü Личностный (правовой). В рамках такого подхода тип государства связывается с личностью. Основателем подхода считается Дегель.
В этом подходе:
· Деспотическое государство – свободен один
· Античное государство – свободны немногие
· Сословное государство – свободны некоторые сословия
· Социальное государство – свободны все
ü Собственно-религиозный подход. В России разработан Морозовой.
· Теократическое государство – тесные связи между властью и церковью. Во главе государства стоит религиозный лидер. Господствует одна религия.
· Клерикальное государство – господствует одна религия, но жесткого доминирования её нет. Государство передает церкви выполнение некоторых своих функций. Пример – Великобритания.
· Светское государство – в котором происходит разделение государства и церкви. Признается религиозное многообразие и ни одна религия не является государственной. Церковь – юридическое лицо, собственник религиозного имущества. Государство не вмешивается в дела церкви и наоборот. Свобода совести и свобода вероисповедания.
· Атеистическое государство – в принципе отрицает религию. Свобода вероисповедания. Церковь даже не юридическое лицо, её имущество – государственная собственность. Давление на верующих и иконослужителей. – Албания.