Основа и уток

Роль основы в гобеленном ткачестве достаточно скромна. Она служит каркасом гобелена и в готовом изделии ее не видно.

Уточные нити в большей мере выполняют художественный замысел гобелена, чем нити основы. Именно они создают рисунок гобелена и всевозможные декоративные эффекты.

Для основы должны быть приготовлены крепкие крученные льняные или хлопчатобумажные нити. Более толстые нити основы позволяют сэкономить время на ткачество гобелена и затраты пряжи, однако тканый рисунок гобелена точнее передается при использовании тонких нитей основы.

Шерстяная пряжа для нитей основы использовалась в древних шпалерах в XVIII веке, но растительные волокна оказались более удобными: они крепче, меньше зависят от неблагоприятных климатических условий и к тому же делают гобелен мягким и более легким. Шелк, также как и шерсть, в современных гобеленах для основы используется редко. Цвет основы в гобелене значения не имеет, потому что основа полностью «прячется» под уточными нитями.

Требования к утку другие. Его прочность не настолько важна, как в нитях основы. Уточная нить должна быть мягкой, эластичной и без сопротивления обвивать нити основы. Основным материалом для утка в гобеленном ткачестве всегда была овечья шерсть. Также использовались верблюжья и козья шерсть. Шелк употребляли в древних шпалерах для изображения светлых пятен. Чем лучше качество шерсти, тем более изысканно будет выглядеть гобелен. Мастера также используют непряденную шерсть для достижения необычных фактурных эффектов в гобелене.

Растительные волокна - лен, хлопок, джут, кенаф и другие применяются в качестве утка для достижения определенных декоративных эффектов. С этой целью также можно использовать искусственные, синтетические, металлические, нити, пряжу мулине, фасонные нити и любые другие нити с разнообразными декоративными эффектами: ворс, узлы, петли, разнотон, разную толщину нити по длине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: