Задание. Спроектировать электрический подъемный кран механосборочного цеха со следующими данными:
Qном = 10 тс; Lпролета = 19,5. Скорость подъема груза 7,5 м/мин, скорость перемещения крана 80 м/мин, скорость перемещения моста 40 м/мин, режим ПВ равен 25%, степень тяжести работы – средняя («С»), высота подъема 15 м, род тока трехфазный 380 В частота 50 Гц.
Металлоконструкция моста – двух балочная, сварная.
Рис. 4.6. График использования крана по грузоподъемности в течение цикла.
Решение.
1. Выберем и выполним кинематическую схему механизма подъема крана рис.4.7.
С целью обеспечения строго вертикального подъема груза и создания неизменной нагрузки на опоры барабана независимо от высоты подъема груза принимается сдвоенный полиспаст (а=2) с кратностью т=3. Редуктор двухступенчатый.
а) Расчет каната.
Максимальное натяжение каната сдвоенного полиспаста при увеличении Q будет:
η – коэффициент, учитывающий потери в блоках на подшипниках качения – 0,97
где kk – занос прочности, принимаемый в зависимости от назначения каната.
|
|
Таблица 4.2.
Назначение каната | Привод | Режим работы | kk |
1. Грузовые и стреловые | Ручной Машинный | - Л С Т и ВТ | 5,5 |
Рис. 4.7. Кинематическая схема механизма
подъема крана.
Рк - разрывное усилие каната, по которому из таблиц на канаты выбираем канат
ЛК – Р 6 × 19, диаметром 12,5 мм, согласно ГОСТ 2688 – 55 [].
2. Определение основных размеров и числа оборотов барабана.
Минимально допустимый диаметр барабана, измеренный по дну канавки для каната, определяется по формуле:
е – коэффициент, принимаемый по «Правилам Гостехнадзора» в зависимости от типа грузоподъемной машины и режима ее работы (табл.16 []). Для нашего случая ℓ = 25.
Dб=325 – диаметр по центру наматываемого каната.
Число витков нарезки на одной половине барабана:
Длина нарезки на половине барабана:
где tб =dк+(2-3)=12,5+2,5 = 15 – шаг нарезки.
Оставляем на закрепление каната с каждой стороны барабана расстояние S, равное длине не менее четырех шагов нарезки, т.е. S = 4tб = 60 мм.
Расстояние между правым и левым нарезными полями ℓ1 в средней части барабана принимаем равным 130 мм.
Расстояние между осями ручьев блоков в крюковой обойме принято равным 133 м, т.о. размер ℓ1 обеспечивает нормальное набегание каната на барабан даже при самом верхнем положении крюковой системы.
Общая длина барабана Lб равна:
Lб = 2ℓ + ℓ1 2S = 2 ∙ 690 + 2 ∙ 60 + 130 = 1630 мм
Толщина стенок барабана, выполненного из чугуна СЧ 15 – 32 определяется из расчета на сжатие:
где [ ] сж – допустимое напряжение сжатия, определенное по формуле:
- предельное напряжение материала при данном напряженном состоянии. Для чугуна запредельное напряжение принимается предел прочности при сжатии в
|
|
= в = 65 кг/мм2
к – коэффициент запаса прочности, принимаемый для крюковых кранов равным 4,25.
Однако, исходя из технологии отливки барабана толщина стенки не должна быть меньше определенной по эмпирической зависимости величины:
Принимаем δ = 14 мм.
Скорость каната, навиваемого на барабан при подъеме груза со скоростью 7,5 м/мин будет:
Число оборотов барабана пб будет:
3. Выбор ЭД и редуктора.
Статическая мощность Nст при подъеме Qном:
η0 – при двухступенчатом редукторе в закрытом корпусе принимаем равным 0,9.
Так как кран работает с переменными грузами, меньшими Qном, то берем ближайший ЭД меньшей мощности с последующей проверкой его на нагрев по среднеквадратичной мощности.
По каталогу выбираем ЭД серии МТ – 41 – 8, номинальной мощностью 11 кВт, ПВ = 25% п=715 об/мин, это АД с фазным ротором.
Маховой момент ротора GDЭД2 = 1,86 кг м2. Вес ЭД равен 300 кг, кратность км=Мк/Мн=2,9.
Находим передаточное число редуктора i0:
i0 = пЭД / пб = 715 / 22 = 32,5
По нормам на редукторе крановых установок[] типа Ц2 выбираем редуктор Ц2 – 350:
i = 32,4 Nред = 16,6 кВт при п = 759 об/мин и режиме «С».
Для механизма подъема расчетный момент, передаваемый редуктором принимаем равным наибольшему статическому моменту при установившемся движении при подъме, таким образом:
МР = МП
Наибольший момент передаваемый редуктором Мнаиб
т = 1,6 коэффициент пускового момента, принимаемый для среднего «С» режима работы;
пбр – число оборотов быстроходного вала редуктора.
Определяем моменты, развиваемые ЭД в различные периоды его работы и при транспортировке различных по весу грузов. Вес грузов согласно графика на рис.4.6.
Моменты на подъем и опускание грузов.
Таблица 4.3.
№ п/п | Показатели расчета | Величина Q | ||
Qном | 0,5 Qном | 0,3 Qном | ||
Вес груза в т с КПД η0 ( по рис. 4.5 .) Натяжение каната SП Натяжение каната SОП Момент при подъеме МП СТ Момент при спуске М ОП СТ Время τП при подъеме Время τП при опускании | 0,9 1,67 1,57 18,7 14,2 0,4 0,1 | 0,86 0,835 0,785 9,7 6,8 0,215 0,118 | 0,78 0,50 0,47 6,45 3,68 1,184 0,128 |