Вторая сигнальная система (только у человека).
Возможна только при нахождении Ч. в социальной среде.
Дети «Маугли» - речевые функции не вормировались.
(Ладыгина-Котс – эксперименты с воспитанием шимпанзе и ребенка).
Должны быть: предрасположенность мозга к речи, сложнейшие функциональные системы.
Производство одного звука – это слаженная работа разных уровней и систем.
Системная работа мозга.
Зоны Брока – речедвигательная зона (в передней извилине). Обеспечивает производство речи.
Зона Вернике – восприятие и понимание речи.
Теменная область – понимание моментов отношений (пр: книга на столе, и т.п.).
Затылочная область – зрение (в письме; мимические проявления).
Связь речи и мышления (логика, последовательность, составление рассказов) – передняя область мозга (лобные отделы).
Совместная работа левого и правого полушария.
Левое полушарие – доминирующая роль (содержание).
Правое полушарие – экспрессивные моменты, образы, эмоции.
Речь – прижизненное формирование (следовательно – это условно-рефлекторная деятельность мозга).
|
|
Многоуровневая система связей.
Согласованная работа отдельных (многих) органов (язык, губы, диафрагма, межреберные мышцы, легкие, и т.д.) для производства звуков.
Слова = автоматизмы (автоматическое произношение последовательности звуков).
Слова, составление предложений, порядок слов; гибкие связи; стиль автора – все это имеет соответствующие связи (в ЦНС).
Афазии.
Афазии – это речевые нарушения при определенных мозговых нарушениях.
Лурия внес большой вклад в разработку учений об афазиях.
Поражение --- результат:
Теменная область --- Ч. не может расшифровывать пространственное положение.
Лобные отделы --- бред, речь не полноценная.