Мышление осуществляется б/я речи.
Аспекты связи речи и мышления:
1. Уровень слова.
Выготский: уже в значении слова завязан «узел» единства речи и мышления. Слово обобщает и имеет отношение к понятию, понятие – это форма мышления.
При формировании понятий предполагаются мыслительные операции.
Мыслительные операции – основа общения.
2. Уровень предложения.
Связь на уровне кодирования и декодирования. Мы не можем рассматривать восприятие речи, не имея в виду мыслительную работу.
3. Уровень текста.
Выделение мыслей ® главных мыслей ® цепочки мыслей.
4. Процесс совместного развития речи и мышления.
Ребенок овладевает словами, а слова – это символы и знаки.
Значит, происходит и овладение понятиями. А значит, и мышлением.
В процессе совместного развития грамматика опережает логику.
5. Формирование понятий и умственных действий.
Концепция Гальперина: он говорит о поэтапном формировании умственных действий.
При переходе от внешне представленной формы умственных действий во внутреннюю – происходит несколько этапов:
|
|
- этап громкого проговаривания.
- этап проговаривания про себя.
Речь – важный фактор овладения понятиями.
Наиболее отчетливо связь речи и мышления проявляется во внутренней речи.
Даже за одним словом может быть клубок мыслей. Свернутость имеет отношение к порождению новых слов.
Развернутая форма внутренней речи имеет отношение к пониманию высказывания.
Эта связь проявляется в стилях д-ти.
Ерастов: стили д-ти связаны с определенными качествами ума (мышления).
С ясностью мысли ® доходчивость речи.
Глубина ума ® содержательность речи.
Организованность ума ® логическая стройность речи.
Но связи не однозначны.
Сама речевая д-ть приводит к способности действовать в уме.
Мы можем мыслить б/я использованию языка.
ü В динамической и семантической афазиях проявляются связи речи и мышления.
В динамической – речь не организованна, нет логико-грамматических последовательностей (нарушение речи и мышления).
В семантической – непонимание конструкций, Ч. не может различить значение служебных слов Þ Ч. не понимает связи и отношения между предметами.
Билет 29.
Характеристика видов устной речи.
Виды речи.
1. Внутренняя.
2. Эгоцентрическая (переходная от внешней к внутренней) – по форме внешняя, а по содержанию – внутренняя.
3. Внешняя.
а) письменная
б) устная.
- аффективная (эмоциональная речь).
- диалогическая.
- монологическая.