Спаситель и личность. Христос и святость

Впервые после грехопадения явилась Личность, соединившая в Себе полноту всего человеческого, кроме греха; Личность в которой раскрылись все чаяния народов, где каждый человек может найти свой идеал. Христос стал совершенным исполнителем нравственного задания, которое было предложено всему человечеству в лице Адама. Он является образом совершенства и в смирении (кенозисе), служении людям, послушании и верности Отцу. Но главное и высшее совершенство - это совершенство Его любви, направленной как к Отцу, так и к людям, ради которых Он сошел на землю. «Я живу Отцем» (Ин.6:57). Эти слова указывают на поразительное чудо Личности Христа, которая в этом отношении в совершенной полноте раскрывается, в так называемой, первосвященнической молитве Христа (Ин.17), где одновременно выражена эта святая любовь к Отцу Небесному и Своим ученикам (см. Ин. 17:6-26). В ней открывается послушание Отцу, со смиреной готовностью до конца выполнить дело Своего служения, и полнота переживания любви к Отцу, и совершенство святой самоотдачи ради подобного святого единства любви в людях. Гораздо более многообразно описаны в Евангелии проявления Его любви к людям - в многочисленных исцелениях; в постоянном и принципиальном неосуждении грешников; во всегдашней готовности простить им все их вины, вплоть до Своего распятия. Но главное совершенство любви - крест Христов. Это совершенство крестной самоотверженной любви объединяло и утверждало союз христовых совершенств: совершенство творчества, совершенство свободы, совершенство ответственности, совершенство смиренной мудрости и открытой простоты. Крест завершал выстроенность Богом человеческой личности, ибо в нем открылся этот союз совершенств, и потому на все будущие времена аскетическое творчество «новой твари» уже не могло исключить крест, как вершину. Главное направление аскетического делания - подчинение и исправление своего пораженного грехом ветхого естества, но для Христа в этом не было нужды, ибо Он от рождения был совершенным Богом и совершенным человеком. Его путь к Голгофе есть именно путь, движение, восхождение, творчество - то есть полное раскрытие в Себе тех начал, которые непременны у Нового Адама, совершенного человека. Исполнение воли Отца Небесного всегда творчество. Творчество любви тем совершенней, чем более оно совершается в духе свободы. И едва ли можно представить себе большее проявление свободы, чем согласие Бога на Голгофу. В этом очевидно совершенство свободы и потому, что здесь преодолевается последняя из возможных зависимостей - ужас смерти. Чем больше личность свободна от пристрастий, тем совершенней в ней действие любви Пристрастие умаляет любовь, ибо сковывает человека необходимостями, которые диктует тварный мир. Поэтому человек, скованный пристрастиями, находится на низшей ступени в отношении свободы. Свобода от чего бы то ни было - следующая ступень, которая может показаться даже и вершиной; но подлинная вершина - это свободный выбор служения, то есть высшей необходимости. Крестное служение спасению возлюбленного Богом мира - вот совершенство свободного выбора Личности Христа, и более высокая свобода не представима. Совершенство свободы смыкается с совершенством ответственности, ибо ответственность включает реалистическую готовность выполнить свою свободно избранную миссию; у Бога это -не изменить Самому Себе, ибо Бог есть любовь. Ответственность проявляется в деле, которое должно быть исполнено, какие бы препятствия ни возникали на пути; и потому крест есть подвиг совершенной ответственности. Совершенный человек (и совершенный Бог) открывается, в Евангелии. По-видимому, у того, кто возрожден Христом, совершается изменение всех жизненных устремлений, чтобы они получили и верное, соответствующее правде Божией направление, и сильное жизненное ускорение. Направление «от смерти к жизни» не может быть теоретическим: оно должно быть воспринятым, усвоенным и принятым к исполнению. И тогда начинается дорога к совершенству, к явлению в мире совершенного человека. Чем далее идет процесс возрождения, тем более он усовершает человека. Ибо, во-1-х, в уже возрожденной личности, силы зла, силы бесовские продолжают попытки остановить процесс возрождения и усовершения и затем повернуть его вспять. Но сопротивляясь этим силам - даже когда их действие оказывается не вполне безрезультатным - и, побеждая все, же их, и получая радостный опыт победы, и тем больше восходя от смерти к жизни, человек восходит далее к совершенству. Во-2-х, в возрождении действует в человеке и человеком не его лишь личная сила, в которой столько ошибок и мертвечины, и не «что-то космическое», а вполне предметная животворящая сила Христова, сила совершенного Бога и совершенного Человека. В-3-х, в нем вполне конкретно совершаются действительно великие преобразования. Он становится все более независимым от всяких страстей и пр., т. е. становится все более свободным человеком. Он освобождается и от главного препятствия настоящей любви - самолюбия, и его любовь все определенней, по заповеди, направляется на Бога и на ближнего. В некоторых из ближних он находит себе друзей, и дружба становится главным проявлением возможной между человеками любви. Наиболее очевидным образом совершенство проявляется в нравственном устроении тех, кто услышал в своем сердце призыв Богочеловека: «будьте совершенны». Человек нравственно усовершается, исполняя главное стремление - уподобление Христу. Для христиан это - центральная нравственная задача. Но подражание не внешнее, истинное состоит в том, чтобы в свою меру воплотить в своей жизни тот нравственный идеал, который был в полноте явлен в земной жизни Спасителя. Наиболее очевидно, понятно и органично стремление к совершенству могло быть воплощенным в милосердии. Уподобление Христу начинается с сознательной решимости к осуществлению уподобления. Затем, по невозможности одними собственными усилиями осуществить его, возникает необходимость молитвенно искать силы Божией на это дело. Затем, в меру сил, усваивается огонь доброделания и стремление воплотить в себе возможность раскрытия гармонии духовных и нравственных сил, в которой и проявляется христоподражательная личность. И тогда все, что противоречит такому нравственному выбору, должно быть уничтожено; все деструктивные силы души должны стать ненавистными, всякое стремление использовать другого человека как вещь, даже если оно имеет благой вид, должно быть отвергнуто. Здесь открывается мудрость человека, с постоянной любовью «вглядывающегося» в Евангелие и во Христа, мудрость, раскрывающая цельность и единство личности и нравственной непротиворечивости. Подражание Христу становится возможным настолько, насколько жизнь личности «входит» в жизнь Христову, прежде всего через частое и сознательное причащение Тела и Крови Христовых. И во внешних поступках, и во внутренних движениях души личность проходит испытание, насколько её действия соответствуют миру Христову. И если проверка выдержана, это и означает, что личность обрела святость, подобную святости Христа. Личность, усовершаясь, Христом освящается, Христу уподобляется - и становится святой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: