Применение элементов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе

Нар. Пед-ка – это воспит-ие традиций конкретной этнической группы. Она представ-ет собой совокуп-сть педагог-ких сведений и воспитат-го опыта сохран-ся в устном народ-м твор-тве обычаях и обрядах. Нар. Пед-ка явл-ся предметом изучении этнапеда-ки. Этнопед-ка – это наука кот-я изучает народ-ю пед-ку она проводит сравнит-ый анализ воспитат-ых традиций различных народов (Пословицы). Можно выделить общие принципы пед.к-ры всех народов: общечеловеческие ценности(добро, красота,истина); педагог-кая к-ра народа основана на языке; основа лич-ти закладывается в самом разном возрасте; пед. К-ра основыв-ся на сказках, легендах, мифах.; нравст-ной доминантой яв-ся семья; формир-ие соверш-го чела – основ. идея народ воспит-я. Гл. идея народ-го воспит-я - всеми народами ценится ум, трудолюбие, храбрость, доброта, любовь к родине. К сред-вам народ пед-ки отн-ся пословицы и поговорки направленные на нравств-ное воспитание, загадки– развивает ум реб-ка, сказки направлены на формир-ие нравств-ных идеалов, народные игры – физическое развитие реб-ка,обряды, традиции, дпи и народные песни и танцы - эстетическое воспитание.

Содержание занятий по декор-но-прикл-ой деятел-ти. Рис-ие не только дает учащимся основы графической грамоты, но и способст-ет развитию творч-их способ-тей. Особенно эффективно развив-ся творч-кие способ-ти уч-хся на уроках декор-го рисования. Такого рода задания в общеобразоват-ой шк. служат гл. образом д/пробуждения твор-ких сил и самодеятельности уч-хся, привлечения их к общественно полезной раб.. Декор-ое рис-ие ставит своей задачей ознакомить уч-хся с основ-ми принципами декор-но-прикл-го иск-ва. Декор-ое оформ-ие объекта совершается на основании опред-ных правил и законов: соблюдения ритма, симметрии, гармонического сочетания цветов. На уроках декор-го рис-я дети учатся составлять узоры, познают законы композиции, продолжают овладевать навыками раб. аквар-ми красками, гуашью, тушью, изучают орнамент-ое твор-во рус-го и др.х народов. На уроках декор-го рис-ия уч-еся знакомятся и с основами худож-ого конструирования. От уч-ля рис-ия дети узнают, что худож-ное начало широко входит в произв-тво, в наш быт. Возрастающий художест-ый вкус народа диктует производству новые, повышенные эстетические нормы. Декор-ое рис-ие д/б. тесно связано с рис-ем с натуры. При составлении узоров, эскиза декор-го оформления платка, тарелки, подушки или полотенца надо показать уч-ку, как можно использовать формы природы: листья и цветы различных растений, животных, птиц — и как затем перерабатывать эти формы (стилизовать) в своих композициях. Существенным моментом в декор-ном рис-ии явл-ся момент худож-ности, т. е. того, наско-ко уч-к сумеет уловить красивое в природе и использовать в своей композиции. В связи с этим большое воспитат-ное значение имеет показ образцов нар-ых орнаментов. Рассматривая и изучая узор какого-либо народа, уч-к начинает понимать красоту сочетания различ-х форм и красок, гармоническое единство рис-ка и цвета. Его восхищает, как худ-к простыми и лаконичными сред-вами добивается необыкновенной выразит-ти. У реб-ка начинает рождаться творческая инициатива, он хочет испробовать свои силы, чтобы так же, используя простые формы, создать красивый узор. Все это приучает детей к творческой деятельности.

Изучение народ. промыслов на уроках ДПИ: участие детей в различ. видах худ деят-ти, основанной на материале народ-го иск-ва – одно из гл. условий развития твор-кой актив-ти детей. Изделия народных мастеров как проявление твор-ва народа близки учащимся по своей природе (простотой, завершенностью форм, обобщенностью образов) и поэтому понятны им. В народном ДПИ окружающ. мир отражается условно, символами. Мастера-худо-ки порой не детализируют, но сохраняют целостность, законченность образа, а включение изучения народных промыслов в ИЗО-деят-сть позволяет детям глубже понять традиции своего народа. Жив-сь народных мастеров лежит в основе различных видов худ деят-ти и эффективно способствует разв-ию таких психических процессов, как восприятие, образное мышл., воображ, важных для овладения опред-ым объемом знаний, на основе кот-го у детей формир-ся разнообр-ые худ-творч способ-ти.

Знаком-во с худ образами нар-го иск-ва, возникшими в рез-те осмысления мира природы нашими древ-ми предками, выяснение глубин-го смысла орнамент-го строя предметов народ-го быта, «прочтение» в старинных орнамент-ых изображ-ях понятия образа мира – все это концентрирует в себе глубинный смысл народного творчества и способствует формированию у детей понимания целостного мира национальной худ культуры как части культуры России. В ходе освоения народной живописи учащиеся приходят к пониманию того, что предметы имеют не просто утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры от далекой древности до наших дней.Важнейшая задача уроков декор-го рис-ия –развитие твор-ой инициативы, уиение выделять главное в орнаменте,различать особен-ти разных народных промыслов и создавать на их основе собств. Импровизацию. Изучение народных промыслов строится по следуюшим принципам: повтор – тех-кая отработка рис-я отдельных элементов того или иного орнамента или народного узора. Вариация – составление традиционного узора с использованием конкретного нар-го промысла с помощью собственной композиции. Импровизация составление композиции, соблюдением основных особен-стей того или иного промысла, но используя либо изменения в цвете, либо изменение в схеме построения узора, т.е. составление комп-ции по мотивам того или иного промысла.в программе Кузина рекомендуется в нач. школе на занятих по декор-му рис-ю огранич-ся повтором. Часть заданий рекоменд-ся делать с учетом их практич-го применения: закладкад/книги, украшенияд/шкатулки.

Декоративное искусство наиболее прочно связано с нашей повседневной жизнью и бытом. С произведением декоративного искусства люди встречаются повседневно. Именно поэтому у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важна для формирования культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Планирование и анализ урока

Подготовка урока вкл тематическое и поурочное планирование. Тематическое –это планиров системат-х уроков на основе учеб прогр.Помогает увидеть место урока в их системе.В темат-ом плане д/о быть отражено тема и тип урока, опорные знания и умения межпредметные связи.Форма контроля Д/з.

Поурочное планирование это составление плана конспекта урока. Качество урока зависит от умения анализ-ть свою дея-ть успехи и ошибки.

Приступая к планированию учебно-воспит раб, прежде всего, необх хорошо изучить программу. Программа дает перечень осн заданий и постановок, указывает порядок и последовательность изучения курса по годам обучения, количество часов, отводимых на каждое задание, и средства выполнения. Знания и навыки, которые учащиеся д/ы усвоить в каждом кл, надо распределить по четвертям и неделям. При составлении индивидуального плана раб в шк учителю необх разработать и годовые планы раб для кажд кл. Такие годовые планы лучше всего делать иллюстративными: они позволяют наглядно видеть сразу весь комплекс работ.

Анализ урока направлен на повышение эффективности и совей квалификации.

Примерная схема анализа урока:

1.Структура урока(четкость выделение элементов распределение времени)2.Реализация дидак-ой целии зад урока(соответствие учебным целям программам достигнуты или нет)3.Осущ-ие развития учащихся(развитие познав-ых интер-в,исполь-е проблемных методов и твор зад)4.Воспитание в процессе урока5.Соблюдение основных принципов обучения 6.Выбор методов обучения7.Работа учителя на уроке 8.Работа учащихся на уроке

Эта схема может быть использована для оценки эффективности урока Ведущим критерием явл-ся уровень усвоения учащимися знаний, умений и навыков.Их твор раб.

Общие треб к уроку ИЗО. От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обуч и восп учащихся.Каждый урок д/н быть закон-м, цельным и в то же вр яв-ся частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими зад данного учеб предмета.

Уроки не д/ы быть однообраз.На уроках ИЗО иск-ва это условие легко выполнимо, так как виды занятий очень разнообразны и по форме, и по содержанию.На уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью; на занятиях декор рис они составляют узоры, изучают шрифты, создают декор комп-ции, знакомятся с элементами худ-го конструирования;на уроках— беседах об искусстве они узнают о замеч-ых произ-ях арх-ы, скульптуры,жив-и,графики,ДПИ.При организации люб урока,будь то рисование с натуры, беседа, декор-ое или темат-ое рисование, необх обращать внимание на рациональное распределение времени.

Структура уроков ИЗО: (по Гальперину) 1.ориентировочно-мотивационный этап 2. операционный, исполнительный. 3.контрольно-оценочный

в зависимости от конкр вида деят-ти, эта схема наполняется различ содержанием, но целостность ее сохраняется.Она подходит для урока, кружка, худ школы. 1) ориентировочно-мотивационный этап–направлен на обеспеч соответствующ мотивации,постановку целей и задач раб на уроке.Учащийся д/н осознать:-для чего нужна эта тема,-каково ее место в ряду изученных знаний,- как связаны подлежащие усвоению на данном уроке навыки изобр-я, приемы и т.п.с полученными ранее, -формирование полож-й мотивации на уроках ИЗО (меньшая роль–словесной информации,большая– зрительной). На данном этапе :1. а)дается инфор-ия об ИЗО иск-ве(термины, сведения о видах, выр-х средства)Б)учащиеся получают знания о мире, явлениях и их свойствах, связанные с темой урока. постоянно расширять зрит запас впечатл и представлений.В)ошибочно:рис-е по памяти, по представлению в чистом виде, без актуализации опыта ребенка. 2. худ-творч установка: в работе над рис-м нужно сформулир-ь проблему. Подчинив ей опр-ные уч задачи(напр, натюрморт – передача настроения).. 3. осущ-ся постановка конкрет задач с показом отдельных способов изобр-я, в последовательности выпол рис.Чем больше у ребенка запас технических средств(работа с акварелью,гуашью,тушью),тем шире его возможн в выражении себя, своего видения мира. Предъявляются конкр треб-я к рис: комп-ия, цветовое реше, передача формы, силуэта-все это рассмат-ся как средства передачи характера, настроения, раскрытия образа.Перед началом любой работы: учитель д/н четко сформулировать задачи(учебн, творч, образн)-напр, пейзаж – плановость через холодн цвет гамму и т.д. 2)операционный,где :1. учащимся предстоит уточнение замысла рисунка,непосред-о практич раб. 2 Учитель осущ-ет текущий контроль за раб.Онг исправ ошибки на различных ее стадиях. 3. Здесь происходят изменения представ-я учащихся об изоб-ии.Особенность этапа–максим активность учащегося.Критика–мягко, в форме пожел .4. Ведется индивид-я раб с уч-ся, в том числе с теми, кто плохо усваивает материал. Вмешательство в работе неактивное(на полях альбома) 5. Ведется индив-ная раб с одаренными, кот в сосотоянии ставить перед собой и решать более слож задачи. 6. Твор-во опр-ся как выход за рамки необх-х треб, поддержка твор-х проявлений. 3)контрольно-оценочный: происходит оконч-я оценка резуль-в работ ребенка, а затем и педагога.Сравнение ребенком собственного рис с рис-ми товарищей.Кол-ое обсуждение работ. В иск-ве оценка–это поззнание худ ценности с позиций худ норм. 2группы критериев оценки детского рис:1)качественное усвоение знаний, умений, навыков,2)критерии, идущие от худ норм. Основания педагога 2-х видов: педагогич и эстетич. Способ-ть формир-ю у ребенка адекватной самооценки. С этой целью–педагог от оценки и анализа детс рис-ка в форме монолога постепенно переходит к диалогу–совместному обсуждению,а затем к передаче оценочных функций к учащимся–коллективной оценке.Для лучшей организации и проведения занятий надо предварительно составить план-конспект урока. В нем д-о быть отражено:1)вид занятий;2)тема урока;3) цель урока;4)оборудование:а)для учителя,б)для учащихся;5)использование классной доски;6)план и ход урока:а)организационная часть,б)объяснение нового материала,в)самостоятельная работа учащихся;г)завершение урока и задание на дом;7) список использованной литературы. 1. Вид занятий: урок рисования с натуры(рис или живописи), декор-е,тематическое рисование или беседа об искусстве 2. Тема занятий -содержание учебной работы.Например, по декор-му рис-ю—"Состав-е узора в круге". 3. Цель урока. например, по теме "Составление узора в круге" мы ставим целью ознакомить с народным ДПИ и основными законами комп-ии.Зад: научить правилам, технике выпол-я узора в круге, развить твор-ие способности и худ-ый вкус учащихся, приобщить к декоративно-прикладному иск-ву, показать роль иск-ва в жизни людей. 4. Оборудование - Для учителя:табл с образцами народных узоров, предметы ДПИ, планшеты с засушенными цветами и листьями, кл доска, на которой намечены комп-ые схемы, мел.Оборудование для учащихся: альбом или плотный лист бумаги, карандаши, резинка; акварельные краски, банки с водой, кисти, тряпочка. 5. Использование классной доски. Прежде всего, надо продумать, как рациональнее использовать кл доску, как комп-но разместить на ее плоскости дидактический материал.Часто приходится занимать кл доску репродукциями, табл-и метод-ой последов-ти построения изображения и тут же делать пед рис Иногда оказывается возможным убрать таблицу или репродукцию, освободив место для построения рисунка на классной доске, а иногда этого сделать нельзя. В таком случае учителю надо заранее предусмотреть на классной доске чистое поле для мелового рисунка и так композиционно разместить все на классной доске, чтобы одно не мешало другому, а дополняло его. Особое внимание надо уделить пояснительным рисункам, например показу закономерностей построения изображения круга в перспективе, выражения в рисунке конструкции формы, правил передачи объема предмета средствами светотени. Начинающие педагоги, как правило, дают рисунок очень маленького размера, и с задних парт он плохо различим, вспомогательные линии построения не видны, а следовательно, объяснения учителя не подкрепляются наглядным изображением. Все эти моменты надо заранее предусмотреть в конспекте урока и сделать для себя ряд эскизов композиционного использования классной доски. 6.) План и ход урока. Содержание дается в виде методической записки: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности он будет изложен и как распределится учеб вр. В план-конспекте урока мы делаем примерно следующую запись: План урока: Организ часть —2—3 мин. Сообщ новых знаний—8—10 мин.; Практическая работа учащихся — 5—30 мин.; Сообщение задания на дом —3—5 мин; Завершение урока —2—3 мин. Каждый урок членится на следующие части: 1. Организационный момент. Сюда входит: установление в классе должной дисциплины, регистрация отсутствующих в кл журнале(список отсутствующих староста или дежурный готовит заранее, что дает возможность ускорить проверку),настрой на учебную работу. Рабочее место должно быть заранее подготовлено, натура, и все необходимые материалы заранее принесены и установлены в нужном порядке к началу уроков.При проверке домашнего задания ученики раскладывают на партах свои работы, а педагог, обходя ряды, просматривает рисунки, делает замечания, отбирает хорошие и плохие работы для показа кл.Оценка законченных домаш работ заносится в кл журнал. 2. Сообщение нового материала. Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями — схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы. При раскрытии принципов построения изображения учителю необходимо словесное объяснение, которое обязательно иллюстрировать рисунком на классной доске или на специальном планшете, листе бумаги.Оставлять рис на доске не следует, так как в противном случае он будет скопирован учащимися, а натура многими из них будет просто забыта. 3. Самост работа учащихся. После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика. Следует чаще указывать на допущенные ошибки. Работа с отдельными учениками имеет искл значение для предупреждения неуспеваемости..Педагог д/н требовать, чтобы рисунки выполнялись старательно, без лишней спешки и не в ущерб качеству изоб-я 4. Подведение итогов работы и завершение урока. К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать пед такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отнош к нему.Кл приводится в порядок: 7). Список использованной литературы. не только те книги, из которых учитель взял фактический материал, но и те, которые помогли составить конспект. Список литературы надо составлять в известном порядке: вначале научные труды, потом учебники и методические пособия и, наконец, статьи из сборников и журналов Форма конспекта урока может быть разной. Конспект возможен и предельно сжатый, и детально разработанный. В конспекте могут кратко перечисляться звенья урока и подробно освещаться частные вопросы методики и, наоборот, в тезисной форме излагаться методические установки (а иногда и заменяться иллюстрациями) и подробно описываться отдельные звенья урока. Это зависит от характера заданий, вида учебных занятий (рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве), от уровня подготовки учащихся и от других причин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: