Проявление общ и худ способностей школьников на уроках ИЗО

Способности-эт такие психолог особенности чел-а, от котор зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию эт знаний, навыков и умений не сводятся.Изучая конкретно-психологич характерист-у различ способностей,м-о выделить общ качества, котор отвечают требованиям не одной, а многим видам деятельности, и специал качества, отвечающ более узкому кругу требований дан.деятельности. В структуре способностей некотор индивидов эт общ качества могут б ярко выражены, это говорит о налич у людей разносторон способностей, об общ способностях к широкому спектру разл деятельностей, специальностей и занятий.

Мышление- эт процесс отражения существен связей и отношений, предметов и явлений. Воображение - психич деят-ь, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся чел-м в действительности.

В процессе освоения средств худож-го выражения, оперирования цветом, линией, пятном, формой, объемом у ребенка формир-ся особ качества мышления, способности к творчес восприятию мира. Худож. воспит-е, основан на идеях развивающ обуч-я, отдает приоритет задачам, связанным с формированием художественно-образного мышления, воображения у детей, подчиняя этим задачам все остальные.Овладение основами реалистич-го изображ-ия, дающее возможность решать творческие, образные задачи, не ограничивается одной лишь грамотой. Изобраз-ая грамота - сторона техническая; за ней стоит проблема более высокого уровня – формир-ие худ-образного мышления школьников. Решение ее предполагает пробуждение исследователь отношения к окружающему, умения полнее воспринимать мир, стимулирование эмоц-ной отзывчивости, с одн стороны, с др-умения мысленно представить воспринятое в материале, предвидеть его худ воплощение. Это самое сложное, наименее исследованное звено как в обучении искус-у, так и в психологии творчества - процесс перевода зрительного впечатления в графический, живописный или пластический образ. Уровень худ развития ребенка, степень сформированно-сти худ мышления опред-ся тем, в состоянии ли он решать без посторонней помощи творческие задачи, осваивать дальше язык изо иск-ва. По сути, глав задача любого обучения состоит в том, чтобы вывести обучаемого на уровень самостоят тв-ва. Формирование активного, творческого воображения в процессе обуч-я изо иск-ву - важнейш направление худ-пед работы. Результатом ее будут ценнейшие преобразования качественных характеристик познавательн процессов у школь-в, развитие у них гибкого, комбинирующего мышления.

Возраст особен детского рис-а.

Учитель должен знать, отчего дети рисуют синих коней на красной траве, знать причины интерпретации действительности в детск рисунке, чтобы объективно, грамотно оценивать детский рисунок, творчески подходить к урокам изо иск-ва. В чем своеобразие детского рисунка? Исследование рисунков детей раннего возраста позволило советским учёным (Е.И. Игнатьев, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина) определить след этапы эволюции детской изобразит деятель-и. Доизобразительный период. 1этап (возраст от 1 г до 1 г 2 мес.)-деятельность носит характер манипуляций. Ребёнок стучит ладошкой по бумаге, перекладывает карандаши, мнёт бумагу. 2этап (возраст от 1 г 3 мес. до 1 г 6 м-2-х лет)-возникнов-е интереса к изобразитель деятельности как результат подражания действиям взрослого. Лист бумаги покрывается штрихами, точками, затем дугообразными линиями. Далее в рисунках появляются закруглён линии, округлые фигуры. Ещё позднее на листе бумаги можно увидеть фигуры, образованные от линий, ломающихся под углом. Лист бумаги покрывается спиралями, мотками-это результат овладения ребёнком вращательным движением.3 этап (возраст от 2-х до 2-х л 6 мес.)-преобладание ассоциативного образа. В рисунке отсутствует преднамеренность в изображении. Изображениям неопределён форм ребёнок м-т дать различ названия. Ассоциации возникают по хар-ру формы, по цвету. Ассоциативный образ крайне неустойчив и динамичен. Изобразитель период.

4 этап (от 2-х лет 6 мес. до 3-х лет)-узнавание изображаем форм. Н-р, штрихи дети называют палочками, округлые формы-мячиками, линии-дорожками.

5этап (от 3-х до 3-х лет 6 мес.)-изображ какой-либо предмет из объективной действительности. Образ всё ещё отличается неустойчивостью.

6 эт (от 3 л 6 мес. до 4-х л) - появление более устойчивого замысла, в изобр-и отмечается объективное сходство с предметом.

7эт (от 4-х л до 7 лет) – образ от ассоциативного переходит в преднамеренный. В рисунках появ-ся сюжет.

Итак, в нач классы приходят дети, у которых в рисунках уже есть сюжетность, появился более стабильный образ, хотя в отдельных случаях он отличается, динамичностью. В рисунках детей младш школь возраста следует отметить некот особенности в передаче цвета, формы, пропорций, пространства, композиционном решении.

Цветовое реш-е в детских рисунках характер-ся многоцветностью. Дети, как правило, используют от 4-х до 8 и более цветов тонов. В рисунках превалируют тёплые цв. Это объясняется в основном положительным эмоциональным состоянием ребёнка младшего школьного возраста, его радостным

мировосприятием. Общ колористическое решение рисунка, как правило, отличается гармоничным цветосочетанием. Младшие школьники используют сочетание контрастных цветовых тонов. Это сочетание основных или дополнительных цветов. Цвет в рисунках детей зачастую не соответствует цвету предметов в объективной действительности. Причины этого кроются в следующем. Личные эстетические соображения: «...мне этот цвет нравится», «так будет красиво», «...мой цвет лучше» — заставляют ребёнка изменить в рисунке реальный цв. Подчинение произвольного цветового сочетания законам цветовой гармонии также заставляет ребёнка цвет передают свое отношение к изображаемому. Н-р, рисуя пор-т чел-а, котор нрав-я ребёнку, он изображаеторанжев лицо, голубые волосы. Такие цветов пятна гармоничны по законам цветоведения. Изменить реальный цвет заставляет и настроение ребёнка. В плохом настроении он тянется к темным цветам, хорошее настроение порождает рисунки, выполненные в тёплой цветов гамме. Подчинение законам декоративности цветовых пятен также способствует изменению цвета натуры. Ребёнок изображает разноцветные облака, дом раскрашивает цветными яркими полосами. Дети изменяют реальный цвет предмета и с целью создания более выразительного рисунка, передачи в рисунке настроения. В изображении формы в рисунках детей младш шк-го - возраста следует отметить обобщённость, плоскостность, детализацию отдельных элементов. При изображ формы предметов часто встреч-ся элементы симметрии. Диспропорциональность в детск рис-х Зачастую дети в своих рисунках сознательно нарушают пропорции предметов и обосновывают это выразительностью образа. Н-р, девочка изображена величиной с четырех этажный дом. Причина кроется в желание ребенка рассказать об этом образе как можно больше, преувеличивая его эстетические качества.

Композ реш-е в рисунках отличается горизонт-й или «фризовой композицией». Изображение располагается одно над другим. Это обусловлено неумением ребенка передать перспективные изменения, боязнью загораживания предметов, а также стремлением к пересказу, к сюжетности. Др распространен вид композиц решения – диагональная композиция. Часто в композицион решении присутствует симметричность, соединение нескольких точек зрения. Изображая пространство, ребёнок рассматривает плоскость листа бумаги как плоскость земли, на которой располагает предметы. Отсюда расположение пространства решается им в след вариантах. Изображение предметов, их расположение на бумаге напоминает план, предметы располагаются рядами. Присутствует их совмещение диагональн и горизонталь решений композиции.

Декоративность – одна из самых ярких особенностей детского рисунка. Декоративность проявляется в украшении отдельных элементов рисунка орнаментом. Зачастую весь лист украшается орнаментом.Ритм присутствует в большинстве детск рисунков. Это повторение или чередование отдельных элементов орнамента, повторение изображений предметов или явлений окружающей действительности. Ритм является одной из черт выразительности детского рисунка. Сюжетность детского рисунка, стремление к пересказу порождает - и такую особенность, как «прозрачность». Ребёнок как бы убирает стены дома, трамвая, часть ведра и изображает то, что находится внутри в предметах. В целом знание возрастных особенностей детск рисунка позволит учителю правильно ориентироваться в вопросах обучения тв-ву, предупреждать ошибки в детских рисунках, оказывать помощь детям в процессе изображения, объективно подходить к анализу и оценке детского рисунка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: