Педагогическое общение

Пед общение–это проф-ое общение препода с учащимися на уроке и вне его, имеющее опред-ые пед ф-ии и направленное на создание псих-го климата учебной деят-ти и отношений м/у педагогом и учащимися и внутри ученического кол-ва; его успех определяет успех в обуч и восп. Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Восп по своей сути - коммуникативный процесс, основой кот яв-ся общение: через общение учитель организует поведение и деят-ть учеников, оценивает их раб и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

Говорить с ребенком труднее, чем с взрослым: для этого надо уметь правильно воспринять внешние проявления его противоречивого внутр мира, учесть возможную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении с взрослыми. Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание - тоже ответ или обращение к партнеру.

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Доверительное общение помогает учителю усилить воспитательную силу воздействия на личность ученика, предупредить срывы в его поведении.Отношение к ученикам всегда проявляется учителем в общении с ними. Это отношение основано на определенных стереотипах. Известно, что благопр-ые отношения учителей с учениками опр-ют аккуратность и внешняя привлекательность учеников, их успехи в учебе, испол-ть и дисциплин-ть.

3 аспекта познания ребё:1.Науч (основан на психолого-педагогич. эрудиции взрослого);2.Худ (осн-ся на умении возвращаться в мир детства);3.Практич (ч/з продукты детского творчества).

3основных стиля общ: Авторитарный (Разящие стрелы)-учитель единолично опр-ет направ деят-ти гр, указывает кто с кем д/н сидеть, работать, пересекает всякую инициативу учащихся. Основные формы воздействия: приказ, указание, инструкции, выговор. Демократический (Возвр бумеранг) проявляется в опоре рук-ля на мнение кол-ва.Учитель старается донести цель деят-ти до сознания каждого, стара­ется подключить всех к активному участию в обсуждении хода работы; видит свою зад не т/о в контроле и координации, но и в восп.Осн способы воздействия: просьба, совет, информация. Либеральный стиль («плывущий плот») учитель старается не вмешиваться в кол-в, не проявляет активности, старается не участвовать в жизни класса.

Выделяют так же следу стили пед общения:

1.Общение на основе высоких проф-ых установок педагога, его отношения к пед-й деят-ти в целом. О таких говорят: «За ним ученики буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими проф-ми интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2.Общение на основе друже расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом.Педагог выпол роль наставника, старшего товарища, участника совмест учеб деят-и.Однако при этом следует избегать панибратства.Особенно это касается мол педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3.Общение-дистанция отн к самым расспрос-ым типам пед общения.В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах(в обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм,в воспитании-со ссылкой на жизненный опыт и возраст).Такой стиль фор-ет отн учитель-ученики.Но это не означает, что ученики д/ы воспринимать учителя как сверстника.

4.Общение-устрашение,негатив форма общ, антигуманная, вскрывающая пе несостоятельность прибегающего к ней преподавателя.

5.Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Сущ-ет 6 основных функций взаимодействия субъектов пед процесса при оптимальном пед-ом общении:

•конструктивная-пед взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету;

•организационная-организация совмест учеб деят-ти преподавателя и студента, взаимной личностной информированности и общей ответств-ти за успехи учебно-восп деят-ти;

•коммуникативно-стимулирующая-сочетание различных форм учебно-познавательной деят-ти (индив, груп, фронтальной),орг-ия взаимопомощи с целью пед сотрудничества; осведомленность студентов о том, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться;

•информационно-обучающая-показ связи учебного предмета с производством для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоц-ым изложением учеб материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов;

•эмоционально-корригирующая-реализация в процессе обуч принципов"открытых перспектив"и"победного" обуч в ходе смены видов учеб деят-ти; доверительного общения между преподавателем и студентом;

•контрольно-оценочная-организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка самоконтролем и самооценкой.

Педагогическое общение как социально-психолог процесс характеризуется след ф-ми: познание личности; обмен информацией; организация деятельности; обмен ролями; сопереживание; самоутверждение.

-Познавательная ф-я.Правильно орг-ое пед-ое общ создает благоприят условия для позн-я ш-ом индивид-ых особен-й собственной личности, ее слаб и сильн сторон.

-Информационная ф-я общ, обеспечивая процесс обмена мат-ми и духовными ценностями, создает условия для развития полож-ой мотивации учебно-восп процесса, обстановки совместного поиска и раздумий.

-Ф-я организации совмест деят-ти позволяет учит учить детей правильным, социально приемлемым формам совмест деят-ти, планированию и достижению ее целей.

-Ф-я обмена ролями позволяет в процессе пед общ программировать у учащихся тот или иной шаблон соц-го поведения(учитель и ученик).Смена соц ролей способ-ет как многосторонним проявлениям личности-«сбрасыванию масок», так и возможности войти в роль др, содействуя процессу восприятия чел чел-ом.

-Ф-ей общ выступает и самоутверждение личности. Задача педагога - способствовать осознанию школьником своего «Я», ощущению своей личной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня притязаний.

-Функция сопереживания обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения в коллективе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: