Требование к учебной литературе и учебниками

Конкретное содержание программ находит отражение в учебниках и учебных пособиях. Учебник должен отвечать следующим требованиям:

Научности, доступности, соответствии возрастным особенностям, стимулировать активность учащихся, интерес, развивать творческие способности. Учебник выполняет три основные функции: мотивационное,

информационное, контрольно-корректирующее.

Учебники разрабатываются на основе типовых учебных программ, рекомендованные Министерством образования. В учебных пособиях учебный материал излагается с определением авторских позиций. Пособие расширяет и дополняет материал учебника. Структура учебника:1. Введение 2. Учебный материал 3. Элемент вопроса и контрольные задачи4. Задачи и примеры5. Дополнительный материал 6. Иллюстрации 7. Оглавление.

Учебники по ИЗО: Установившаяся тенденция обновления подходов худ обр-я к разработке его содержания, форм и методов, которыми хар-ся сост-е препод-я ИЗО привели к возник-ю ряда учебников по данному предмету для школьников. Среди них – учебники, созданные на основе прогр «ИЗО-иск-во» (1-9кл), рекомендованные гл управлением развития общего среднего образования РФ (1996), авторы – В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина, Н.М.Сокольникова; также уч-ки, созд-ные на основе прогр «ИЗО-иск-во и худ труд»(1-8кл), разраб-е под рук-м Б.М.Неменского: авторы- Горяева, Гуров, Лепская, Ломоносова, Неменская, Островская, Питерских.

повляется учебник по программе Пурик Э.Э., Ахадуллиной Н.Э. «ИЗО-иск-во».

Возн-е целого ряда учебников - положит явл-е развития отеч сист худ обр-я 90-х гг ХХ в, т.к. в предыдущ десятилетия принято было считать, чо для худ дисциплин учебники не обязат. Лит-ра по ИЗО для детей и подростков существовала в виде книг для чтения, популярных изданий, посвященных конкретным способам овладения различными видами худ деят-ти. Наряду с ними в 50-80-х гг широкое хождение имели книги и пособия для учителей рис-я (В.В.Алексеева, А.В.Карлсон, Е.С.Кондахчан, В.С.Кузин, В.В.Колокольников, Н.Н.Ростовцев, Е.Л.Херсонская, Т.Я.Шпикалов а и др.).

большое влияние оказали труды Прейслера «Основательные правила или краткое руководствок рисовальному художеству»и«курс рисовани я» Сапожникова где была изложена последовательность, основы реалистического рисунка анатомии и перспективы. они были одновременно востребованы и общеобр-ми, и спец худ заведениями. С этих пор традиции академического шк рисунка оказали и во многом продолжают оказывать влияние на содержание учеб лит-ры для детей и подростков.

Соврем шк практика нуждается в учебниках по ИЗО, отражающих разные концепции худ восп-я учащихся, подходы к обуч конкретным видам худ дея-ти. Учебник по ИЗО для детей принципиально отличается от уч-в по др нехуд дисц-м. Гл функция уч-ка по ИЗО – это управление худ-творч деят-ю. Уч-к по ИЗО не просто иллюстрир-ная программа, а яв-ся моделью обучения искусством, должен вып-ть ряд функций:

1. Управляющая – упр-е процессом худ-творч развития школьников, последовательность овладения знаниями об иск-ве и способами практической худ-творч деят-ти.

2. Информационная – сообщение информациио мире, искусстве, способах и приемах худ-творч деят-ти, худ техниках, о мастерах иск-ва, их произв-ях.

3. Систематизирующая – логика и последовательность изложения материала об ИЗО, способах худ творч деят-ти.

4. Интегрирующая – объед-е знаний по ИЗО, знаний о других видах иск-ва и информации по другим школьным дисциплинам в целях формирования целостных представлений о мире у учащихся.Сапособ-ет художественно-твор развитию шк-ов но информац д/а соответ возрасту учащихся.

5. Развивающее-воспитательная – формирование творческих способностей, мыслительной активности, таких качеств, как трудолюбие, целеустремленность.

6. Художественно-эстетическая – развитие отзывчивости к эстетическим качествам предметов и явлений, способности к адекватному восприятию иск-ва, худ-эстетического вкуса в процессе знакомства с материалом учебника.

Гл ф-цией учеб по изоиск-ву для школьника д/а быть ф-ия управления художественно-твор деят-ю учащихся.

При созд уч для нач шк особуюслож пред-ют составдение текстов выбор характера и методов изложения материала.уч д/н быть доступен его пониманию интересен и эмоционально привлекателен.Уч для ср кл меняется в сторону большей информативности усложняется его язык на самостоят раб шк-ов в обл изо.

Учеб текст одновр служит след целям:-разъяснение содержания,облегчение его для восприят учащимися-создание эмоц,худ-твор установки на изуч материали на твор шк-ов.

Д/н быть доступным для кажд конкр возр,красочным,иллюст,нести заряд полож эмоции.

В учебнике может присутствовать региональный компонент как полноправный элемент учебника, а не только как дополнительный элемент.

Уч для нач и сред шк ориентированы на развитие интреса к иск-ву у шк-ов и твор способ.

Структура уроков иллюстрирования: Иллюстрирование литературных произведений – один из самых любимых видов ИЗО-деятельности школьников Свое отношение к окружающему миру, к героям книги ребенок выражает в рисунке, особенно интересен для детей младш школьного возраста. В процессе работы над книжной иллюстр-й у детей развивиается фантазия, воображение, творческие способности. Учителю началь кл необходимо обратить вним на возрастные особ-ти детей и сложность композ-го решения рис На уроках иллюстрирования важный момент – обучение детей видению и пониманию выразительного языка художника-иллюстратора путем восприятия и анализа иллюстрации. Необходимо показать лучшие раб худ – В.Васнецов, Ю.Васнецов, Т.Мавлина, И.Билибин, Фаворский и др.Эффективно проводить анализ иллюстрации в сравнении с жанрами иск-ва. Анализ ИЗО-выразит-х средств художника дает возможность учащимся понять худ принцип иллюстрирования произведения и его отличие от других жанров ИЗО. Однако следует заметить, что дети, как правило, копируют отдельные элементы иллюстрации: сюжет, композиционное, цветовое решение. Поэтому методически неверно давать детям для восприятия иллюстрации художников к тому произведению, которое они рисуют. с целью развития у учащихся творчества, самост поиска, композиционно образного решения задачи, учитель должен раскрыть перед детьми след ИЗО-выразительные особенности языка художника-иллюстратора:

1)цветовое решение - подбор чистых, ярких, локальных красок; цвет в рисунке не всегда соответствует реальному; 2) антропоморфизм; 3) декоративность: сочетание локальных чистых цветов, украшение элементами орнамента отдельных предметов, плоскости листа бумаги, на которой изображен сюжет, стилизация в изображении растений и предметов; 4) свободное отношение к перспективе, плоскостное решение пространства, отсутствие плановости, соединение в одном листе всех персонажей, явлений, действий. 5) внесение элементов фантастики; 6) гиперболизация, диспропорциональность; 7) упрощение и обобщение формы предметов. также нужно объяснить детям, что у каждого художника свой почерк: характер композиции, подбор цвет гаммы и т. д. В процессе объяснения материала необходима работа над композицией: динамические таблицы, аппликативные изображения…

работа над композицией:

Развивая творческие способности детей на уроках иллюстрирования, надо иметь в виду, что учащиеся 1-2 классов еще не могут самостоятельно решать композиционные проблемы. Их иллюстрации являются лишь рассказом, что ребенок хочет поведать зрителю. За композиционной связью между предметами он не следит, он их вводит в картину постольку, поскольку этого требует само содержание. В 3-4 классах дети уже способны компоновать, они начинают искать связь между предметами. Однако образы композиции у них остаются примитивными и не возникает потребности их обогащать. В 5-6 классах учащиеся уже ставят перед собой композиционные проблемы, ищут наилучшие варианты и постоянно стремятся обогащать художественные образы в своих работах.

Прежде чем рисовать, дети должны продумать композицию (вспомнить, что такое композиция). В этом помогут динамические пособия из аппликационного материала, обратить внимание на выразительный язык художника. Учитель предлагает детям продумать сюжет, который они будут рисовать. 2-3 ученика могут рассказать. В процессе самостоятельной работы обратить внимание на выразительное решение сюжета, гармоничное композиционное заполнение плоскости листа бумаги, композиционного центра; оказывать индивидуальную помощь детям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: