Симптомы распада яванского государства

Внутреннее положение государства на Яве при Викрамавардхане, несмотря на известиую стабилизацию после победы над бхра Вирабхуми, все же не было гарантировано от нового конфликта. Власть бхра по-прежнему могла быть его источником, и зерна вражды в большой семье монарха не были устранены.

Викрамавардхана пытался исправить положение путем брачных союзов. Его первая жена умерла еше в 1400 г. и на этот раз он взял в жены старшую дочь бхра Вирабхуми, а вторую его дочь сделал женой своего старшего сына (бхра Тумапеля). При этом и внук Викрамавардханы был женат из третьей дочери покойного мятежника. Неизвестно, впрочем, насколько действенными оказались подобные меры в то время. Интересно, что «Параратон» именно в разделе о первой трети XV в. содержит как косвенные, так и прямые указания на признаки неблагополучия. Летописец счел нужным отметить страшные бедствия, неоднократно обрушивавшиеся на Яву в те годы (землетрясения 1395 и 1398 гг., извержение вулкана в 1411 г., «великое землетрясение» в 1410 г., наконец, голод в 1426 г.).

Король Викрамавардхана умер в 1429 г. Его сменила на престоле старшая из его детей — Сухита. В период довольно долгого правления королевы Сухиты (1429—1447) происходит относительная стабилизации во внутриполитическом положении Маджапахита, когда в наследовании трена возобладал принцип старшинства, по которому власть передава­лась последовательно от старших детей к младшим. Данные о смене королей после Сухиты это обстоятельство подтверждают. Но в период ее правления еще давали о себе знать прямые отзвуки войны 1403— 1406 гг.; в 14ЗЗ г. был убит (или казнен) крупный сановник Радэн Гаджах (бхра Нарапати), по приказу которого был обезглавлен незадачливый искатель маджапахитской короны, пресловутый бхра Вирабхуми. Верховная власгь, по-видимому, была заинтересована в том, чтобы без новых больших столкновений утихомирить детей и родствен­ников бхра Вирабхуми.

У королевы Сухиты не было детай, и после ее смерти в 1447 г. ей наследовал ее младший брат Кертавиджая, бывший до этого бхра второй по знэчекию области — Тумапеля. Этот монарх, взявший пышное троимое имя Виджаяпаракрамавардхана, правил недолго (до 1451 г.), и к его времени относится попутка закрепить положение королевской семьи и порядок владения престолом. Ведь несмотря на сохранение власти династией, власть Маджапахита не только за пределами Явы, но и внутри острова постепенно расшатывалась и сокращалась. Явным симптомом этого процесса явились столкновения между различными землями Восточной Явы. Сам факт которых свидетельствует о нали­чии уже на основной территории государства владетелей, стремившихся к самостоятельному приобретению соседних территорий, опираясь на собственную военную силу. Так, надпись 1441 г. доносит до нас со­общение о войне между двумя небольшими владениями, находившимися в нижнем течении Соло, в Боджонегоро, когда район Меданга был завоеван правителем области Раджагвеси. Примечательно, что в дан­ном случае упоминаются земли на границе Восточной и Центральной Явы, примыкающее к северному ее побережью и ставшие затем опором антимаджапахитской коалиции.

В первой половине XV в. королевская семья чрезвычайно умножи­лась за счет боковых ветвей, детей от наложниц, вторых жен. И хотя в этом правящем клане выдерживалась определенная иерархия, все члены королевского рола стремились и должны были по традиции быть пристроены у кормила власти с титулами «бхра» как «покровители» яванских земель. И в этом качестве они выступали рано или поздно как носители крупных владельческих прав, стремившиеся закрепить за своей семьей наследственную власть из подконтрольных территориях, сделать их своими прочными уделами-вотчинами, приобрести большую независимость от короля и его чиновников, военную н политическую силу.

Феодально-экономические претензии бхра объективно входили в противоречие с иделогическим принципом священства централизованного правления монарха-деспота. «Параратон» отмечает не случайно появление общих погребальных комплексов у отдельных семейно-родовых групп бхра. Не следует думать, однако, что в это время все бхра наследственно правили теми областями, которые были связаны с их титулом. Вышеуказанные семейные погребения бхра были местами захоронения (и, видимо, культа предков) каких-то близкородственных групп, но состоявших из носителей титулов бхра различных областей, Королевская власть, видимо, еще была в состоянии следить за нужным ей перераспределением титулов, чтобы избежать в центральных областях угрозы сепаратизма. Его корни вызревали постепенно, а за не очень ясными для историков и во многом внешне противоречивыми отношениями между бхра и центральной властью кроется сложная и постепенно менявшаяся система.

При восшествии на престол в 1447 г. король Виджаяпаракрамавардяана поспешил в специальной хартии объявить об основании нового храмового владения, посвященного культу королевских предков. При этом он именовал себя едва ли не всеми возмож­ными в яванской традиции титулами н эпитетами верховного правителя: «махараджа – господин и раджа раджей всей Явы, божественный прабху» и т.д. При этом короле, как следует из анализа других источ­ников, бхра важнейших областей Маджапахита была его жена, сыновья, внуки со своими женами и племянники — потомки объединенной линии бхра Вирабхуми и короля Викрамавардханы, иерархия ближайших родственников. Но и в это время источники отмечают неподконтрольные королевской власти столкновения между бхра, когда бхра центральнояванской области Пагулан воевал с одним из соседних владетелей.

Наследовавший в 1451 г. трон старший сын Виджаяпаракрама- Раджасавардхана правил всего лишь до 1453 г. Он имел четырех сыновей, но ни один из них не получил престола, и 1453—1456 гг. были периодом междуцарствия. Все это указывает на вполне вероят­ную борьбу за власть, так как ближайшими претендентами на нее были, согласно старшинству, не сыновья Раджасавардханы, а их дядья. И в 1456 г. старший из них, Гиришавардхана, средний сын Виджаяпаракрамавардханы, стал королем и правил 10 лет. Судя по всему, до конца 60-х гг. явной угрозы единству правления не было. При этом надо отметить высокое положение при дворе королевы-матери, бхра Дахи Джаешвари.

Внутренне противоречивое положение центральной власти Маджапахита, ее медленно нараставший кризис получил отражение в культуре этого периода. С одной стороны, поздний Маджапахит в середине ХV столетия еще оставался свжным культурным центром: продолжалось создание придворной литературы, крупных религиозно-философских сочинений, по-прежнему оставался крупнейшим культовым центром и популярным местом индуистско-буддийских яванских ритуалов знаменитый Панатаран. Памятники официального культа отнюдь не свидетельствуют о распаде Маджапахита. Ближайшие к столичному району и расположенные в горной местности культовые комплексы по своему характеру и расположению ориентированы на столицу. С другом стороны, в позднемаджапахитской монументальной архитектуре и скульптуре этого времени заметны явные признаки распада норм офи­циального искусства эпохи расцвета, отражающие не только этап упадка в искусстве образа сакральной власти, но и дискредитацию самой идеи короля-бога. Центрами отправления традиционных индуистско-яванских ритуалов все более становятся изолированные и уда­ленные от столицы горные районы.

В 1466 г. Гиришавардхану сменил на престоле Сингхавикрамавардхана. Как предполагается, это был самый младший из трех сыно­вей короля Виджаяпаракрамавардханы, занявший престол согласно установленному порядку. В надписи 1473 г. оч величал себя главой владетельных потомков Царя Горы и единственным владыкой Джанггалыг Кедири и всей Явы. Однако сохранять устойчивость правления стало трудно даже в пределах восточнояванеких владений Маджапахита. Известно, что примерно через два года после начала своего правления Сингхавикрамавардхана вынужден был покинуть кратон Маджапахита. Неясно, какие причину заставили его сменить резиденцию и кто правил после его смерти, наступившей не позднее 1478 г. Но за этот период, несомненно, происходили какие-то потрясении, связанные с борьбой за власть различных бхра королевского рода, а возможно, и не относящихся к нему. Источники доносит смутные оттолоски этих событий: говорится о «войне против Маджапахита», что скорее озна­чает отвоевание столицы у одного избхра-узурпаторов; а последний упоминаемый в «Параратоне» монарх — безымянный «король, умерший в кратоне» в 1478 г., вслед за чем идет и последнее событие, отраженное яванскими летописцами в «Дворцовой книге» — извержение вулка­на в 1481 г.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОЗДНЕМ МАДЖАПАХИТЕ (ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ КОНЕЦ XV в.)

Приступая к описанию социальной структуры XV в, хочется на­чать с яркого примера новой социальной психологии, формирующейся в условиях старых отношений, Текст королевской надписи гласит: «Все люди, которые чем-то владели в этой Симе, во внимание не принима­ются и перестают владеть землей». Одним росчерком стила уничтожа­ются все права веек предшественников, не сделано никаких исключе­ний - это было важнейшим новшеством. Государство в XV в. было, видимо, еще достаточно сильно, чтобы проводить такие экспроприации.

Основной социальный процесс в XV в. развивался в иной плоско­сти — усиление в ущерб монарху крупных владельцев нового типа: род­ственников и свойственников монарха (бхра) и других владельцев, схожих по масштабам владений и по самостоятельности с бхра. Родственники монарха, в том числе и те, кто практически имел мало прав на престол, получали лично для себя и своих потомков навечно права на большие владения из многих общин и становились экономически независимыми от монарха, и это стало причиной распада империи в экономическом плане. Росли число и размеры обширных владений дальних родственников монарха, первоначально только правивших отдельными областями расширившейся империи.

Светские феодальные владельцы в целом добились полныхнаследственных прав не только для родственников, но и для неродственников монархов. Тем самым база публично-правовых норм VIII—XV вв. исчезла, авскоре исчезла и империя. Первый этап развитого «рисового» феодализма был пройден целиком, дав к XVI в. частное феодальное землевладение в сочетании с достаточно еще крепкой общиной как основную форму. Наступила эпоха обычного права, в рамках которой частное землевладение сочеталось со все более слабеющими правами общин.

Крупные владельцы» не являвшиеся родственниками монарха, в это время получали цслие «казенные» вануа далеко от родных мест, порой и от мест службы. Земельный фонд казны еще более уменьшался. Владелец получал все доходы целиком, то есть вануа закабаляласъ им полностью, он не делился с монархом, и тог уже не имел основы для вмешательства в отношения «крупный владелец — крестьянин». Владелец получил и полицейские функции. Военная служба стала теперь источником земельных наград не преимущественно в адрес деревенских чинов (как в XI—XII вв.) или панджи (как в XIII— XIV вв.), а в основном, по-видимому, в адрес иной социальной грумпы, крупных владельцев. Они порой имели своих вассалов. Архив одного военачальника описывает, как он получил в дар «казенную» общину-десу без сохранения каких-либо прав государства или предшествовавших владельцев; публичноправовые нормы совершенно не применялись к этому владению, все отношения внутри него были частным делом владельца и деревни. Частное (и в определенной степени обычное) право победило, перед нами полное частное владение — навечно; все права крупной общины — десы объявляются правами владельца; все, что она имела по публичному н обычному праву, у нее отнималось, причем не списком, а всеобъемлющей формулой, охватывяющей все возможные права и доходы: «И пусть он будет ото всего освобожден и на всё имеет право». С римской простотой было сформулировано право фактически римской по характеру собственности. Земли он получил и обработанные и необработанные, со всеми доходами, его имение «имело все права и ото всего освобождалось».

Яванский феодализм этого времени схож с европейским; появились и настоящие мелкие вассалы. Вассал получал от сюзерена (не монарха) из земель сюзерена поле по всем юридическим правилам, порой — с ведома, но без обязательной санкции монарха. Он владел им наследственно при условии выполнения «вечных» обязательств, такое выпол­нение контролировалось потомками сюзерена.

Одновременно шел быстрый и окончательный упадок крупного духовного землевладения, исторически на Яве традиционно поддерживавшего центральную власть. Среди тех групп, на которые еще распрост-верховная собственность на землю и политическая власть монарха, на первое место выходят отдельные «духовные» феодалы как физические и юридические лица, а не как храмы или дхармы. Духовенство (мелкое и средние) теперь стало полусветеким и было связано с религиозной службой государству (как и у мелких и средних светских служилых феодалов). Главная фигура — конкретный священнослужитель с небольшим или среднего размера «своим» владением, данным или санкционированным монархом. От центральной власти еще зависало и землевладение чиновников, родственников и приближенных монархов.

Крестьянские свободы все более урезаются. В отношении вануа уже могут написать, что она «отдана как земельный дар». Степень зависимости крестьян Восточной Явы в это время выше обычной для ЮВА тех веков; это тоже не могло не ослаблять империю. В позднем Маджапахите шел распад форм общинного землевладения VIII-XIV вв. Появились одни владения внутри других, отмечена чересполосица общинных и частных земель, а также частных владений разных лиц. Всё реже в документах упоминается община, котя она сохранилась до наших дней, зато всо больше упоминании о мелких частных вла­дельцах. Они подорвали империю снизу, как бхра — разорвали ее свер­ху, но и создали яванскому обществу тот социальный служилый слой (прийяи), который сделал его наиболее социально и культурно разви­тым по сравнению с другими обществами Индонезии вдальнейшем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: