Внутреннее положение государства на Яве при Викрамавардхане, несмотря на известиую стабилизацию после победы над бхра Вирабхуми, все же не было гарантировано от нового конфликта. Власть бхра по-прежнему могла быть его источником, и зерна вражды в большой семье монарха не были устранены.
Викрамавардхана пытался исправить положение путем брачных союзов. Его первая жена умерла еше в 1400 г. и на этот раз он взял в жены старшую дочь бхра Вирабхуми, а вторую его дочь сделал женой своего старшего сына (бхра Тумапеля). При этом и внук Викрамавардханы был женат из третьей дочери покойного мятежника. Неизвестно, впрочем, насколько действенными оказались подобные меры в то время. Интересно, что «Параратон» именно в разделе о первой трети XV в. содержит как косвенные, так и прямые указания на признаки неблагополучия. Летописец счел нужным отметить страшные бедствия, неоднократно обрушивавшиеся на Яву в те годы (землетрясения 1395 и 1398 гг., извержение вулкана в 1411 г., «великое землетрясение» в 1410 г., наконец, голод в 1426 г.).
|
|
Король Викрамавардхана умер в 1429 г. Его сменила на престоле старшая из его детей — Сухита. В период довольно долгого правления королевы Сухиты (1429—1447) происходит относительная стабилизации во внутриполитическом положении Маджапахита, когда в наследовании трена возобладал принцип старшинства, по которому власть передавалась последовательно от старших детей к младшим. Данные о смене королей после Сухиты это обстоятельство подтверждают. Но в период ее правления еще давали о себе знать прямые отзвуки войны 1403— 1406 гг.; в 14ЗЗ г. был убит (или казнен) крупный сановник Радэн Гаджах (бхра Нарапати), по приказу которого был обезглавлен незадачливый искатель маджапахитской короны, пресловутый бхра Вирабхуми. Верховная власгь, по-видимому, была заинтересована в том, чтобы без новых больших столкновений утихомирить детей и родственников бхра Вирабхуми.
У королевы Сухиты не было детай, и после ее смерти в 1447 г. ей наследовал ее младший брат Кертавиджая, бывший до этого бхра второй по знэчекию области — Тумапеля. Этот монарх, взявший пышное троимое имя Виджаяпаракрамавардхана, правил недолго (до 1451 г.), и к его времени относится попутка закрепить положение королевской семьи и порядок владения престолом. Ведь несмотря на сохранение власти династией, власть Маджапахита не только за пределами Явы, но и внутри острова постепенно расшатывалась и сокращалась. Явным симптомом этого процесса явились столкновения между различными землями Восточной Явы. Сам факт которых свидетельствует о наличии уже на основной территории государства владетелей, стремившихся к самостоятельному приобретению соседних территорий, опираясь на собственную военную силу. Так, надпись 1441 г. доносит до нас сообщение о войне между двумя небольшими владениями, находившимися в нижнем течении Соло, в Боджонегоро, когда район Меданга был завоеван правителем области Раджагвеси. Примечательно, что в данном случае упоминаются земли на границе Восточной и Центральной Явы, примыкающее к северному ее побережью и ставшие затем опором антимаджапахитской коалиции.
|
|
В первой половине XV в. королевская семья чрезвычайно умножилась за счет боковых ветвей, детей от наложниц, вторых жен. И хотя в этом правящем клане выдерживалась определенная иерархия, все члены королевского рола стремились и должны были по традиции быть пристроены у кормила власти с титулами «бхра» как «покровители» яванских земель. И в этом качестве они выступали рано или поздно как носители крупных владельческих прав, стремившиеся закрепить за своей семьей наследственную власть из подконтрольных территориях, сделать их своими прочными уделами-вотчинами, приобрести большую независимость от короля и его чиновников, военную н политическую силу.
Феодально-экономические претензии бхра объективно входили в противоречие с иделогическим принципом священства централизованного правления монарха-деспота. «Параратон» отмечает не случайно появление общих погребальных комплексов у отдельных семейно-родовых групп бхра. Не следует думать, однако, что в это время все бхра наследственно правили теми областями, которые были связаны с их титулом. Вышеуказанные семейные погребения бхра были местами захоронения (и, видимо, культа предков) каких-то близкородственных групп, но состоявших из носителей титулов бхра различных областей, Королевская власть, видимо, еще была в состоянии следить за нужным ей перераспределением титулов, чтобы избежать в центральных областях угрозы сепаратизма. Его корни вызревали постепенно, а за не очень ясными для историков и во многом внешне противоречивыми отношениями между бхра и центральной властью кроется сложная и постепенно менявшаяся система.
При восшествии на престол в 1447 г. король Виджаяпаракрамавардяана поспешил в специальной хартии объявить об основании нового храмового владения, посвященного культу королевских предков. При этом он именовал себя едва ли не всеми возможными в яванской традиции титулами н эпитетами верховного правителя: «махараджа – господин и раджа раджей всей Явы, божественный прабху» и т.д. При этом короле, как следует из анализа других источников, бхра важнейших областей Маджапахита была его жена, сыновья, внуки со своими женами и племянники — потомки объединенной линии бхра Вирабхуми и короля Викрамавардханы, иерархия ближайших родственников. Но и в это время источники отмечают неподконтрольные королевской власти столкновения между бхра, когда бхра центральнояванской области Пагулан воевал с одним из соседних владетелей.
Наследовавший в 1451 г. трон старший сын Виджаяпаракрама- Раджасавардхана правил всего лишь до 1453 г. Он имел четырех сыновей, но ни один из них не получил престола, и 1453—1456 гг. были периодом междуцарствия. Все это указывает на вполне вероятную борьбу за власть, так как ближайшими претендентами на нее были, согласно старшинству, не сыновья Раджасавардханы, а их дядья. И в 1456 г. старший из них, Гиришавардхана, средний сын Виджаяпаракрамавардханы, стал королем и правил 10 лет. Судя по всему, до конца 60-х гг. явной угрозы единству правления не было. При этом надо отметить высокое положение при дворе королевы-матери, бхра Дахи Джаешвари.
Внутренне противоречивое положение центральной власти Маджапахита, ее медленно нараставший кризис получил отражение в культуре этого периода. С одной стороны, поздний Маджапахит в середине ХV столетия еще оставался свжным культурным центром: продолжалось создание придворной литературы, крупных религиозно-философских сочинений, по-прежнему оставался крупнейшим культовым центром и популярным местом индуистско-буддийских яванских ритуалов знаменитый Панатаран. Памятники официального культа отнюдь не свидетельствуют о распаде Маджапахита. Ближайшие к столичному району и расположенные в горной местности культовые комплексы по своему характеру и расположению ориентированы на столицу. С другом стороны, в позднемаджапахитской монументальной архитектуре и скульптуре этого времени заметны явные признаки распада норм официального искусства эпохи расцвета, отражающие не только этап упадка в искусстве образа сакральной власти, но и дискредитацию самой идеи короля-бога. Центрами отправления традиционных индуистско-яванских ритуалов все более становятся изолированные и удаленные от столицы горные районы.
|
|
В 1466 г. Гиришавардхану сменил на престоле Сингхавикрамавардхана. Как предполагается, это был самый младший из трех сыновей короля Виджаяпаракрамавардханы, занявший престол согласно установленному порядку. В надписи 1473 г. оч величал себя главой владетельных потомков Царя Горы и единственным владыкой Джанггалыг Кедири и всей Явы. Однако сохранять устойчивость правления стало трудно даже в пределах восточнояванеких владений Маджапахита. Известно, что примерно через два года после начала своего правления Сингхавикрамавардхана вынужден был покинуть кратон Маджапахита. Неясно, какие причину заставили его сменить резиденцию и кто правил после его смерти, наступившей не позднее 1478 г. Но за этот период, несомненно, происходили какие-то потрясении, связанные с борьбой за власть различных бхра королевского рода, а возможно, и не относящихся к нему. Источники доносит смутные оттолоски этих событий: говорится о «войне против Маджапахита», что скорее означает отвоевание столицы у одного избхра-узурпаторов; а последний упоминаемый в «Параратоне» монарх — безымянный «король, умерший в кратоне» в 1478 г., вслед за чем идет и последнее событие, отраженное яванскими летописцами в «Дворцовой книге» — извержение вулкана в 1481 г.
|
|
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОЗДНЕМ МАДЖАПАХИТЕ (ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ — КОНЕЦ XV в.)
Приступая к описанию социальной структуры XV в, хочется начать с яркого примера новой социальной психологии, формирующейся в условиях старых отношений, Текст королевской надписи гласит: «Все люди, которые чем-то владели в этой Симе, во внимание не принимаются и перестают владеть землей». Одним росчерком стила уничтожаются все права веек предшественников, не сделано никаких исключений - это было важнейшим новшеством. Государство в XV в. было, видимо, еще достаточно сильно, чтобы проводить такие экспроприации.
Основной социальный процесс в XV в. развивался в иной плоскости — усиление в ущерб монарху крупных владельцев нового типа: родственников и свойственников монарха (бхра) и других владельцев, схожих по масштабам владений и по самостоятельности с бхра. Родственники монарха, в том числе и те, кто практически имел мало прав на престол, получали лично для себя и своих потомков навечно права на большие владения из многих общин и становились экономически независимыми от монарха, и это стало причиной распада империи в экономическом плане. Росли число и размеры обширных владений дальних родственников монарха, первоначально только правивших отдельными областями расширившейся империи.
Светские феодальные владельцы в целом добились полныхнаследственных прав не только для родственников, но и для неродственников монархов. Тем самым база публично-правовых норм VIII—XV вв. исчезла, авскоре исчезла и империя. Первый этап развитого «рисового» феодализма был пройден целиком, дав к XVI в. частное феодальное землевладение в сочетании с достаточно еще крепкой общиной как основную форму. Наступила эпоха обычного права, в рамках которой частное землевладение сочеталось со все более слабеющими правами общин.
Крупные владельцы» не являвшиеся родственниками монарха, в это время получали цслие «казенные» вануа далеко от родных мест, порой и от мест службы. Земельный фонд казны еще более уменьшался. Владелец получал все доходы целиком, то есть вануа закабаляласъ им полностью, он не делился с монархом, и тог уже не имел основы для вмешательства в отношения «крупный владелец — крестьянин». Владелец получил и полицейские функции. Военная служба стала теперь источником земельных наград не преимущественно в адрес деревенских чинов (как в XI—XII вв.) или панджи (как в XIII— XIV вв.), а в основном, по-видимому, в адрес иной социальной грумпы, крупных владельцев. Они порой имели своих вассалов. Архив одного военачальника описывает, как он получил в дар «казенную» общину-десу без сохранения каких-либо прав государства или предшествовавших владельцев; публичноправовые нормы совершенно не применялись к этому владению, все отношения внутри него были частным делом владельца и деревни. Частное (и в определенной степени обычное) право победило, перед нами полное частное владение — навечно; все права крупной общины — десы объявляются правами владельца; все, что она имела по публичному н обычному праву, у нее отнималось, причем не списком, а всеобъемлющей формулой, охватывяющей все возможные права и доходы: «И пусть он будет ото всего освобожден и на всё имеет право». С римской простотой было сформулировано право фактически римской по характеру собственности. Земли он получил и обработанные и необработанные, со всеми доходами, его имение «имело все права и ото всего освобождалось».
Яванский феодализм этого времени схож с европейским; появились и настоящие мелкие вассалы. Вассал получал от сюзерена (не монарха) из земель сюзерена поле по всем юридическим правилам, порой — с ведома, но без обязательной санкции монарха. Он владел им наследственно при условии выполнения «вечных» обязательств, такое выполнение контролировалось потомками сюзерена.
Одновременно шел быстрый и окончательный упадок крупного духовного землевладения, исторически на Яве традиционно поддерживавшего центральную власть. Среди тех групп, на которые еще распрост-верховная собственность на землю и политическая власть монарха, на первое место выходят отдельные «духовные» феодалы как физические и юридические лица, а не как храмы или дхармы. Духовенство (мелкое и средние) теперь стало полусветеким и было связано с религиозной службой государству (как и у мелких и средних светских служилых феодалов). Главная фигура — конкретный священнослужитель с небольшим или среднего размера «своим» владением, данным или санкционированным монархом. От центральной власти еще зависало и землевладение чиновников, родственников и приближенных монархов.
Крестьянские свободы все более урезаются. В отношении вануа уже могут написать, что она «отдана как земельный дар». Степень зависимости крестьян Восточной Явы в это время выше обычной для ЮВА тех веков; это тоже не могло не ослаблять империю. В позднем Маджапахите шел распад форм общинного землевладения VIII-XIV вв. Появились одни владения внутри других, отмечена чересполосица общинных и частных земель, а также частных владений разных лиц. Всё реже в документах упоминается община, котя она сохранилась до наших дней, зато всо больше упоминании о мелких частных владельцах. Они подорвали империю снизу, как бхра — разорвали ее сверху, но и создали яванскому обществу тот социальный служилый слой (прийяи), который сделал его наиболее социально и культурно развитым по сравнению с другими обществами Индонезии вдальнейшем.