Общие правила конституционного судопроизводства содержатся в разд. II Федерального ФКЗ.
Наряду с общими правилами существуют специальные, предусматривающие особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий дел в порядке соответствующих видов производств в конституционном судопроизводстве.
Дифференциация конституционного судопроизводства непосредственно связана с различием отдельных видов производств, в отношении которых законодатель устанавливает различные основания их возникновения и осуществления, различные процессуальные способы рассмотрения и разрешения той или иной категории дел.
Анализ глав разд. III ФКЗ показывает, что особенности, специфика отдельных видов производств характеризуются:
• субъектами, имеющими право на обращение в Конституционный Суд РФ по данной категории дел;
• условиями допустимости обращения в Конституционный Суд, связанными с содержанием обращения, юридической силой проверяемого нормативного акта, прохождением определенных досудебных процедур рассмотрения спора и др.;
|
|
• предметом рассмотрения;
• критериями (основаниями), пределами проверки конституционности объекта контроля;
• формой итоговых решений, их юридической силой и последствиями;
• другими особенностями, связанными с государственной пошлиной, процессуальными сроками, числом судей, голосующих за принятие итогового решения, и др.
Каждому виду производства посвящена специальная глава (IX—XV) в разд. III Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г., представляющая собой совокупность однородных процессуальных норм, которые регламентируют производство по какой-либо определенной категории дел.
Классификация производств в Конституционном Суде РФ может быть осуществлена по различным основаниям. Основная классификация, представленная в разд. III Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г., зависит от юрисдикционных полномочий Конституционного Суда РФ.
В соответствии с положениями разд. III Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. выделяются следую-щие юрисдикционные производства по рассмотрению конкретных категорий дел:
• о толковании Конституции РФ (ст. 105, 106);
• о проверке на соответствие Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними (ст. 84-87);
• о проверке на соответствие Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (ст. 88-91);
• о проверке конституционности законов по запросам судов (ст. 101-104);
• о проверке конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан (ст. 96—100);
|
|
• по спорам о компетенции (ст. 92—95);
• о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ст. 107— 110).
Как известно, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. предусмотрел новое полномочие Конституци-онного Суда РФ по проверке конституционности инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума, но не предусмотрел соответствующий вид производства и его особенности.
Объединенное производство. По общему правилу рассмотрение каждого обращения (дела) происходит автономно, в соответствии с правилами данного вида производства. В силу принципа процессуальной экономии и в интересах заявителей Конституционный Суд РФ может объединить несколько дел в одно производство при одном условии: если обращения касаются одного и того же предмета рассмотрения и совмещаются процедуры их рассмотрения.
Усеченное (письменное) производство. Практика Конституционного Суда РФ по существу уже сформировала ускоренную форму судопроизводства по обращениям, в которых излагаются конституционно-правовые ситуации, в отношении которых уже имеется правовая позиция Конституционного Суда РФ, и она является общеобязательной.
В этом случае Конституционный Суд РФ, не принимая обращение к публичному рассмотрению и тем самым не прибегая к устному публичному разбирательству, распространяет свою правовую позицию на аналогичные (тождественные, сходные) конституционно-правовые ситуации. Именно поэтому данное производство называется усеченным. Таким образом, практика конституционного судопроизводства по осуществлению полномочий Конституционного Суда РФ, связанных с конкретным и абстрактным нормоконтролем, вызвала к жизни усеченное (письменное) производство, позволяющее ускорить рассмотрение дел.
Производство по разъяснению решений Конституционного Суда РФ. Наряду с юрисдикционными (основными) производствами по разрешению конкретных конституционных дел следует выделить производство по разъяснению Конституционным Судом РФ своих решений.
Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда РФ рассматривается в пленарном заседании или в заседании палаты, принявшей это решение, с участием ходатайствующего органа или лица. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу.
Официальное разъяснение Конституционным Судом РФ вынесенного им решения дается только в рамках его предмета и не может содержать решения по новым вопросам, поставленными ходатайствующими.
Условиями допустимости ходатайства о разъяснении решения являются:
• надлежащий субъект обращения;
• неясность для ходатайствующих субъектов ранее вынесенного решения Конституционного Суда РФ, что может обнаружиться при исполнении ими данного решения.