Заключение. К числу наиболее актуальных проблем социальной работы в настоящее время относится проблема социальных отклонений - их причины

К числу наиболее актуальных проблем социальной работы в настоящее время относится проблема социальных отклонений - их причины, механизмы, профилактика и контроль. В данном учебном курсе социальная патология понимается как человеческие действия, поступки, поведение, которые общество расценивает как вредные, подрывающие правопорядок и общественную мораль. Курс «Социальные патологии» нацелен на изучении проблем девиантного поведения.

Необходимость введения курса обусловлена как социальным заказом и психологической практикой, так и интересом научной общественности к проблемам девиантологии – молодой развивающейся науки. Курс «Социальные патологии» тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины как «Технология социальной работы», «Теория социальной работы», «Социальная психология», «Социология». Содержание курса «Социальная патология» направлено на то, чтобы полученные знания и умения могли быть успешно интегрированы при изучении других дисциплин психологического и социально-психологического блока, на выработку у студентов способности применять эти знания и умения на практике.

Курс «Социальные патологии» ставил своей целью ознакомить студентов с основными концепциями и ведущими теориями зарубежной и отечественной девиантологии.

В структуре изучаемого курса выделяются следующие основные темы: концепции и подходы исследования девиантности, проблема преступного и криминального поведения, социальные аспекты проституции, суицидальное поведение как вид девиантности, аддиктивное поведение, сексуальное отклоняющееся поведение, социальное аутсайдерство, вандализм, отклонения при различных акцентуациях характера.

Отличительными чертами данного курса являются рассмотрение социальных отклонений через призму социальной обусловленности, выделение социальных и социально-психологических факторов, причин и механизмов отдельных видов отклоняющегося поведения.

Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах, какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования – социальных, экономических, политических, нравственных и пр. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп.

Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.

Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение – два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

Многие поступки не подпадают под нормы и в месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).

Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализироанны.

Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие «может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).

Разрушительные масштабы девиантности приводят общество к состоянию социальной аномии, общество теряет свою историческую память, девальвирует свою систему ценностей. Иначе говоря, ему грозит перерождение, ведущее к деградации, социальному регрессу. Нечто подобное может произойти сегодня и в России, если не будут приняты эффективные меры по остановке падения производства и снижения жизненного уровня большинства населения страны.

Иначе ситуация с девиантным поведением еще более усложнится.
Сегодня эта проблема приобрела особую остроту в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Рассогласованность между ожидаемым и реальным повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.
Есть объективные основания считать, что в ближайшие годы масштабы девиантного поведения будут возрастать, а значит и расширять причинную базу преступности.

Значительное ухудшение социальных условий, детерминирующих характер и масштабы девиаций, требует разработки в кратчайшие сроки системы мер, дифференцированных по регионам и группам населения. Причем меры эти должны быть не только прямого, непосредственного воздействия на разные категории людей, но и опосредованного, связанного с оздоровлением образа жизни людей, повышением их культуры и социальной активности, изменениями в их ценностных ориентациях и установках, в их нравственной устойчивости.

Профилактика социальных отклонений может быть эффективной, если в центре предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его заботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами. Разумеется, выработка эффективной системы мер по преодолению, ограничению и профилактики девиации в поведении разных групп населения возможна только на основе специально организованных социальных, социально-психологических, криминологических и других исследований. Полученные на их основе социальные показатели могут в свою очередь повлиять на саму систему принятых в обществе норм, сделать их более адекватными сложившимся условиям.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. - М., Изд-во Наука. 1980.

2. Актуальные проблемы девиантного поведения: Сб.ст./ РАН; Ин-т социологии. - М., Изд-во Наука. 1995.

3. Альберт Л. Делинквентные подростки: культура генга. М., Изд-во Наука.1981.

4. Арсланов Р.Н., Корнишин А.Г. Особенности поведения членов подростково-молодежных группировок с правоохранительными органами г. Казани/Развитие социальной активности подростка/ Тезисы докладов республиканского научно-практического семинара 19 октября 1988г.,/Казань.,1988.Аспект Пресс, 1995.С.438-447.

5. Афанасьев В.С., Гилинский Я.И. Девиантное поведение в условиях тотального кризиса: особенности, тенденции, перспективы//Образ мыслей и образ жизни.М., Изд-во Наука. 1996.С.147-162.

6. Бурдье П. Социология политики. - М., Изд-во Наука 1993.с.234.

7. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. СПб., Изд-во ПИТЕР.-1997.

8. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., Изд-во Наука 1991.

9. Вебер М. Избранные произведения. М. Изд-во Наука 1990.

10. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность Ростов н/Д, 1999.

11. Воронин P.O. Система борьбы с преступностью в США. Свердловск. 1990.

12. Гилинский.Я.И. Социальный контроль за девиантным поведением в современной России. М.,2000.

13. Годфруа Ж. Что такое психология? М.: Мир., 1992. с.123.

14. Джон Д. Дэниэлс, Ли X. Радета. Международный бизнес. М., 1994.

15. Дондурей Б.Д. О конструктивной роли мифотворчества. // Куда идет
Россия?..Социальная трансформация постсоветского пространства/ Под общ. ред. Т.И.Заславской. - М.: Аспект Пресс, 1995.С.257-262.

16. Дюркгейм Э. Самоубийство. С.-Петербург., 1998.

17. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4.

18. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.

19. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 1998. - № 9.

20. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 1995.

21. Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. 1990. № 5. С. 208.

22. Солженицын А. Хочу во всем разобраться сам // Литературная газета. 1994. 13 июля. С. 3.

23. Померанц Г. Сквозь несогласие // Новое время. 1994. № 35. С. 35.

24. Стариков Е. Маргиналы, или размышление на старую тему: «Что с нами происходит?» // Знамя. 1989. № 10. С. 133.

25. Шихирев П.Н. Жить без алкоголя? Социально-психологические проблемы пьянства и алкоголизма. М., 1988. С. 4.

26. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990. С. 156.

27. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1988. № 5. С. 62.

28. Голод С.И. Проституция в контексте изменений половой морали // Социс. 1988. № 2. С. 66.

29. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. М., 1966.

30. Курганов С.М. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // Социс. 1989. № 5. С.61.

31. Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. 1990. № 9. С.94.

32. Габиани А.Л.Наркотики в среде учащейся молодежи // Социс. 1990. № 9. С.90—91.

33. Зиновьев А. Глобальный человейник. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000.

34. Ильин В.В. Постмодернизм. М., 1996.

35. КозловаН.Н.Социально-историческаяантропология.М.,1999.

36. Криминологи о неформальных молодежных объединениях: материалы круглого стола.М., 1990.

37. Криминология. Учебник для вузов. Под редакцией А. И. Долговой.М., 1999.

38. Куда идет Россия?.. Поб общ. ред. Т.И.Заславской., М.: Аспект-Пресс - 1995.

39. Кудрявцев СВ. межличностный конфликт, как причина насильственного

40. Личность преступника. М.: Юрид. Лит., 1975.

41. Ломброзо Ч. «Преступление». М. Изд-во Наука. - 1994.

42. Лоренц К. Агрессия. М., Изд-во Наука.- 1994.

43. Лоренц К. Так называемое зло. М., Изд-во Наука.1995.

44. Мартин Н. Голо. Статус силы в среде делинквентных подростков. М., Изд-во Наука. 1995.

45. Мертон К.Р. Социальная структура и аномия// Социс.1992-№2-4.

46. Михайлова Л.И. Социология культуры. М., Изд-во Наука. 1999.

47. Проективная психология/Пер, с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс,2000.

48. Романов А.К. Задачи преобразования уголовно-правового сознания в условиях постсоветского пространства // Куда идет Россия?.. Альтернативы общественного развития/ общ. ред. Т.И.Заславской. - М.: Аспект Пресс,2004.

49. Семенова В.В. Качественные методы (введение в гуманистическую социологию) М.,2000 г.

50. Сенчуков Ю.Ю. Да-цзе-шу - искусство пресечения боя. Минск, Изд-во «Харвест».2005.

51. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. - М., 1999.С. 333-334.

52. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда./ СПб, 1913.

53. Тернер Дж. Структура социологической теории./М.: Прогресс, 1985.

54. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., Прогресс,1991.

55. Фрейд 3. Я и Оно. Психология бессознательного поведения. М., Прогресс,1989.

56. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., Прогресс,1998.

57. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя/ Пер. с анл. Д.Н.Дудинский,-Мн.: 000 «Попурри»,1998.

58. Хагуров А., Тхакушинов А., Реформа и социокультурная среда. М., 1995.

59. Хагуров А.А. Технология исследовательской деятельности. Москва-Краснодар, 2001.

60. Хагуров А.А. Трудный подросток: феномен агрессии. Краснодар, 1994.

61. Хагуров Т.А. Степанова Н.Е. Агрессивность и маргинальность - характерные черты кризисного общества. Москва-Краснодар, 2000.

62. Чалдини Р. «Психология влияния». Изд-во «ПИТЕР» - 2000.

63. Чучупал В.В. Магринализация общества и культура // Культура как факторсоциализации личности. Воронеж, 1992.

64. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н\Д., 1999.

65. Шубкин В.А. Молодое поколение в кризисном обществе.//. Куда идет
Россия?..Социальная трансформация постсоветсткого пространства/Под общ. ред.Т.И.Заславской. - М.: Аспект Пресс, 1995.С.267-274.

66. Экман П. Психология лжи. С.-Пб., Изд-во ПИТЕР, 2000.

67. Энджел Ф. Джеймс. Поведение потребителей. - СПб.,1999. с.319.

68. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе// Социологический журнал. 1994-№1.С.36-39.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: