Упражнения. 1. Важная роль в развитии мышления учащихся принадлежит речи учителя (преподавателя)

1. Важная роль в развитии мышления учащихся принадлежит речи учителя (преподавателя). С помощью своих вопросов он побуждает учеников выполнять самые различные мыслительные операции. Приведите конкретные примеры вопросов, которые активизируют анализ, синтез, обобщение и другие операции. Оцените эффективность этих вопросов для активизации творческого мышления.

2. Сопоставьте объём и содержание некоторых житейских и научных понятий из области психологии (темперамент, личность и др.). Каковы основные отличия житейских и научных понятий.

Практикум

1. Проанализируйте представленные ниже числовые ряды (или предложите сделать это вашему испытуемому). Нужно установить закономерность построения каждого ряда и определить 2 числа, которые бы продолжили ряд [9]. Время выполнения задания фиксируется (от начала предъявления рядов до окончания решения 10-го ряда):

1) 2, 3, 4, 5, 6, 7,…,…. 6) 29, 28, 26, 23, 19, 14,…,….

2) 6, 9, 12, 15, 18, 21,…,…. 7) 16; 8; 4; 2; 1; 0,5;…;….

3) 1, 2, 4, 8, 16,32,…,…. 8) 1, 4, 9, 16, 25, 36,…,….

4) 4, 5, 8, 9, 12, 13,…,…. 9) 21, 18, 16, 15, 12, 10,…,….

5) 19, 16, 14, 11, 9, 6,…,… 10) 3, 6,8,16, 18, 36,…,….

Правильность выполнения задания и время решения будет оценено на практическом занятии.

2. Для выявления влияния психического образа (образа воображения) на телесные функции можно провести следующий опыт. У спокойно сидящего испытуемого найдите пульс и подсчитайте число ударов в минуту (результат испытуемому не сообщайте). Затем, не убирая руки с пульса, отчётливо, раздельно, без скороговорки, как бы живоописуя ситуацию, произнесите следующее: «Представь(те), что ты(вы) сдаёшь зачёт по физкультуре – бег на 100 метров. Вы на старте. Предстоит бег в группе. Вы слышите стартовый сигнал и срываетесь с места. Впереди один из бегущих, надо его обогнать! Делаете финишный рывок и дыхание партнёра уже позади!!!» После этого ещё раз зафиксируйте частоту пульса испытуемого. Если инструкция не привела к изменению пульса испытуемого, попробуйте через 10-15 минут повторить опыт с другой ситуацией (например: «… вы идёте поздним вечером по тёмной улице, поворачиваете за угол и вдруг…» и т. п.).

По окончании опыта спросите испытуемого удалось ли ему (по его мнению) ярко представить себе описанную ситуацию, усилилось ли его дыхание и сердцебиение. [5]

На практическом занятии нужно сравнить данные различных испытуемых и сделать выводы об индивидуальных особенностях воображения.

Литература

Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. – Кн. 2. – М., 1982.

Белянин В.П. Введение в психолингвистику. – М., 1999.

Брунер Д. Психология познания. – М., 1977.

Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.

Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч.:В 6т. – Т. 6. – М., 1984, - С. 5-361.

Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987.

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.

Гордон В.М. Образное мышление. - М., 1996.

Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. – М., 1986.

Де Боно Э. Латеральное мышление. – СПб.,1998.

Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения. – Новосибирск, 1975.

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. – М., 1977.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997.

Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.

Найсер У. Познание и реальность. – М., 1981.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – М., 1998.

Психология творчества/ Под ред. Я.А. Пономарёва. – М., 1990

Солсо Л.Р. Когнитивная психология. – М., 1996.

Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.

Холодная И.А. Психология интеллекта. – М., 1997.

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М., 1981.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: