Введение. Кафедра языкознания и иностранных языков

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Кафедра языкознания и иностранных языков

РИТОРИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов заочной формы обучения
(направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

квалификация «бакалавр»)

Нижний Новгород

Автор:

Ипатова И.С., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой языкознания и иностранных языков ПФ ФГБОУВПО «РАП»

Рецензенты:

Биктеева Л.Р. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой культуры русской речи НГПУ

Гордеева Н.А. – кандидат филологических наук, профессор кафедры языкознания и иностранных языков ПФ ФГБОУВПО «РАП»

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Риторика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры языкознания и иностранных языков федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Приволжского филиала) (протокол № ________________________).

Утвержден Учебно-методическим советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Приволжского филиала) (протокол № _____________________).

© ПФ ФГБОУВПО«РАП», 2014

© Ипатова И.С., 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………...…….  
Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………………..  
Тематические планы...……………………………………………………..  
Программа курса …………………………………………………………...  
Тематический план аудиторных занятий...……………………….……...  
Планы семинарских (практических) занятий..………….......................…  
Методические рекомендации по изучению дисциплины...……………..  
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...…...................................…………..  
Примерная тематика научных докладов.....................................................  
Рекомендуемая литература.......…………………………………………...  
Вопросы и задания для подготовки к зачету ……………………………..  
ПРИЛОЖЕНИЯ  
Приложение 1. Тематика лекций.......………….......................…………..  
Приложение 2. Вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям...…………………….......................…………..  
Приложение 3. Коммуникативные игры....................................................  

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Риторика» подготовлен для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция квалификация «бакалавр» и предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания программы дисциплины и уровню подготовки выпускников высшего учебного заведения.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования заложен компетентностный подход. Так в разделе V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» отмечается, что выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

– «способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

– обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

– способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8)».

Формирование перечисленных выше компетенций осуществляется в процессе освоения программы курса «Риторика».

Риторика – наука об эффективном, результативном речевом взаимодействии. Центром ее является человек общающийся, который действует в различных коммуникативных ситуациях. Юридическая деятельность имеет свою специфику, специалисты данной сферы должны демонстрировать адекватное речевое поведение (зачастую в конфликтных ситуациях) и решать профессионально значимые задачи. Очень важно, чтобы современный юрист был риторически образован, знаком как с историей зарождения и развития риторических концепций, так и с достижениями неориторики.

Актуальность курса «Риторика» – в повышении речевой культуры будущих юристов, овладении приемами убеждения, технологией подготовки публичной речи и секретами ораторского мастерства. Будучи наукой об искусстве публичного диалога, риторика предполагает формирование у обучаемых ряда коммуникативных компетенций, в том числе:

– способность вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личностных свойств и качеств собеседника;

– способность вырабатывать стратегию, тактику и технику речевого взаимодействия с людьми в целях совместного достижения определенных социально значимых целей;

– способность идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению, и эмпатийно относиться к нему.

В основу программы положена идея личностно-ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

Помимо повышения уровня коммуникативной компетенции каждого обучаемого, курс направлен на приобретение студентами риторических знаний и повышение уровня общей культуры будущих юристов, а также на осознание обучаемыми важности и действенности слова в обществе и воспитание ответственности за слово. В целом, курс призван способствовать становлению языковой личности студента в лучших риторических традициях.

Предметом изучения рассматриваемой дисциплины является речевая коммуникация с позиций взаимодействия говорящего и аудитории, а также публичная речь как текст.

Стратегия курса: дать базовые знания по риторике и помочь студентам освоить механизм речевого общения с ориентацией на коммуникативные качества языка и психологические законы коммуникации.

Цель курса: сформировать и развить коммуникативно-речевую компетенцию, что предполагает, прежде всего, умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных для деятельности юриста речевых ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: