РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра языкознания и иностранных языков
РИТОРИКА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов заочной формы обучения
(направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
квалификация «бакалавр»)
Нижний Новгород
Автор:
Ипатова И.С., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой языкознания и иностранных языков ПФ ФГБОУВПО «РАП»
Рецензенты:
Биктеева Л.Р. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой культуры русской речи НГПУ
Гордеева Н.А. – кандидат филологических наук, профессор кафедры языкознания и иностранных языков ПФ ФГБОУВПО «РАП»
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Риторика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры языкознания и иностранных языков федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Приволжского филиала) (протокол № ________________________).
Утвержден Учебно-методическим советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Приволжского филиала) (протокол № _____________________).
© ПФ ФГБОУВПО«РАП», 2014
© Ипатова И.С., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………...……. | |
Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………….. | |
Тематические планы...…………………………………………………….. | |
Программа курса …………………………………………………………... | |
Тематический план аудиторных занятий...……………………….……... | |
Планы семинарских (практических) занятий..………….......................… | |
Методические рекомендации по изучению дисциплины...…………….. | |
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...…...................................………….. | |
Примерная тематика научных докладов..................................................... | |
Рекомендуемая литература.......…………………………………………... | |
Вопросы и задания для подготовки к зачету …………………………….. | |
ПРИЛОЖЕНИЯ | |
Приложение 1. Тематика лекций.......………….......................………….. | |
Приложение 2. Вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям...…………………….......................………….. | |
Приложение 3. Коммуникативные игры.................................................... |
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Риторика» подготовлен для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция квалификация «бакалавр» и предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания программы дисциплины и уровню подготовки выпускников высшего учебного заведения.
В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования заложен компетентностный подход. Так в разделе V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» отмечается, что выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
– «способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
– обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
– способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8)».
Формирование перечисленных выше компетенций осуществляется в процессе освоения программы курса «Риторика».
Риторика – наука об эффективном, результативном речевом взаимодействии. Центром ее является человек общающийся, который действует в различных коммуникативных ситуациях. Юридическая деятельность имеет свою специфику, специалисты данной сферы должны демонстрировать адекватное речевое поведение (зачастую в конфликтных ситуациях) и решать профессионально значимые задачи. Очень важно, чтобы современный юрист был риторически образован, знаком как с историей зарождения и развития риторических концепций, так и с достижениями неориторики.
Актуальность курса «Риторика» – в повышении речевой культуры будущих юристов, овладении приемами убеждения, технологией подготовки публичной речи и секретами ораторского мастерства. Будучи наукой об искусстве публичного диалога, риторика предполагает формирование у обучаемых ряда коммуникативных компетенций, в том числе:
– способность вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личностных свойств и качеств собеседника;
– способность вырабатывать стратегию, тактику и технику речевого взаимодействия с людьми в целях совместного достижения определенных социально значимых целей;
– способность идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению, и эмпатийно относиться к нему.
В основу программы положена идея личностно-ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
Помимо повышения уровня коммуникативной компетенции каждого обучаемого, курс направлен на приобретение студентами риторических знаний и повышение уровня общей культуры будущих юристов, а также на осознание обучаемыми важности и действенности слова в обществе и воспитание ответственности за слово. В целом, курс призван способствовать становлению языковой личности студента в лучших риторических традициях.
Предметом изучения рассматриваемой дисциплины является речевая коммуникация с позиций взаимодействия говорящего и аудитории, а также публичная речь как текст.
Стратегия курса: дать базовые знания по риторике и помочь студентам освоить механизм речевого общения с ориентацией на коммуникативные качества языка и психологические законы коммуникации.
Цель курса: сформировать и развить коммуникативно-речевую компетенцию, что предполагает, прежде всего, умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных для деятельности юриста речевых ситуациях.