Цель курса

Дисциплина КСЕпредназначена для преподавания на гуманитарных факультетах и должна способствовать получению широкого базового высшего образования. Цель (сверхзадачи) курса:

* овладеть современной естественно-научной картиной мира;

*содействие наметившейся в современном интеллектуальном мире тенденции сближения, синтеза естественнонаучной и гуманитарной компонент культуры;

*формирование целостного научного взгляда на мир как на самоорганизующееся и эволюционирующее многообразие структур.

В новой парадигме образования, ориентированной на целостное восприятие мира, актуальные проблемы и развитие творческой личности, данный курс занимает особое место.

Во первых, это единственная дисциплина, в которой раскрывается логика УИ Вселенной от “Большого взрыва” до образования микро- и мегамиров неживой материи, от самоорганизации химических систем до одноклеточных и многоклеточных форм жизни, от роста разнообразия биосферной организации до психического отражения, от антропосоциогенеза до социально-исторической стадии, проблем современного общества и анализа новой концепции человека.

Во вторых, логика УИ (причины, условия, векторы и критерии прогрессивной УИ) позволяет реализовать в данном курсе идею трансдисциплинарности, синтезировать естественнонаучное и гуманитарное знание в одну науку, науку о человеке. В данном контексте жизнь, психика, интеллект, нравственность и культура оказываются такими же эволюционными феноменами, как и кварки, звёзды, молекулы или гиперциклы, а история человечества представлена как фаза УИ. Эволюционная константа придает естествознанию гуманитарный характер, что позволяет говорить о междисциплинарной стратегии формирующейся единой науки – гуманитарного эволюционного естествознания.

В третьих, критичное размышление над уроками истории природы и общества, ценностями и ориентирами человеческой жизни, обсуждение перспектив развития Вселенной и Интеллекта являются важнейшими условиями формирования духовного мира личности. Личности, осознающей своё достоинство и место в мире, цели и смысл своей жизни и социальной активности, а потому ответственной за свои поступки и способной принимать взвешенные решения.

В четвёртых, в условиях кризиса земной цивилизации нет более важной задачи образования, чем выяснить перспективы Интеллекта и условия выживания цивилизации на основе логики УИ. Одним из важнейших выводов междисциплинарных исследований, в новом свете раскрывающем эволюционную роль нынешних кризисов, является закон о зависимости между информационным объёмом, инструментальной мощью, морально-этическими качествами и выживанием Интеллекта, который должен сегодня стать гуманистическим ориентиром для всего мирового сообщества.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Авторскую интерпретацию курса, используемую литературу можно найти в:

◙ учебном пособии Федоровича И.В., Шеболкиной Е.П. Естествознание с позиций УИ. Под редакцией Л.И. Иржака, Сыктывкар, 2001;

◙ сборнике статей УИ: междисциплинарные подходы. Под редакцией Е.П. Шеболкиной, Сыктывкар, 2001.

◙ Концепции современного естествознания. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. Москва, 2001.

◙ Концепции современного естествознания. В.М. Найдыш. Москва, 2003.

◙ Концепции современного естествознания. А.И. Лобачев. Москва, 2001.

◙ Концепции современного естествознания. А.А. Горелов. Москва, 1997.

◙ Концепции современного естествознания. А.М. Дыбов, В.А. Иванов. Ижевск, 1999.

◙ Концепции современного естествознания. С.Х.Карпенков. Москва, 2001.

◙ Концепции современного естествознания. Т.Я. Дубнищева. Новосибирск, 1997.

◙ Концепции современного естествознания. Г.И. Рузавин. Москва, 1997.

◙ Концепции современного естествознания. Т.Г. Грушевская, П.П. Садохин. Москва, 1998.

◙ Концепции современного естествознания. Н.П. Ващекин. Москва, 2000.

◙ Концепции современного естествознания. М.И. Потеев. Санкт-Петепбург, 1999.

◙ Основные концепции современного естествознания. В.С. Данилова, Н.Н. Кожевников. Москва, 2000.

Для самостоятельной работы рекомендуются:

q статьи и книги П. Девиса, Ф. Капры, Э. Ласло, К. Лоренца, Н.Н. Моисеева, В.В. Налимова, А.П. Назаретяна, И. Пригожина, В.С. Стёпина, Г. Хакена, С. Хокинга;

q междисциплинарный журнал Российской академии наук Общественные науки и современность;

q журналы Вопросы философии, Философские науки, Знание – сила, Человек, Наука и жизнь, В мире науки, Природа, Соросовский образовательный журнал.

Классическими работами по УИ являются книги В.И. Вернадского Живое вещество, Научная мысль как планетное явление; П.Т. де Шардена Феномен человека; Э. Янча Самоорганизующаяся Вселенная; Н.Н. Моисеева Человек и ноосфера, Расставание с простотой; В.В. Налимова Разбрасываю мысли; А.П. Назаретяна Интеллект во Вселенной. Истоки, становление, перспективы. Очерки междисциплинарной теории прогресса,Цивилизационные кризисы в контексте УИ (синергетика, психология и футурология); сборник УИ: междисциплинарные подходы. Переведены и напечатаны в журнале Общественные науки и современность статьи по УИ Э. Янча, Ф. Спира и Д. Кристиана (Янч 1999; Спир 1999; Кристиан 2001).

ЛЕКЦИИ И ТЕСТЫ

Практика показывает: принцип свободного посещения занятий, особенно на 1-2-ом курсах, негативно сказывается на уровне знаний. В целях положительной компенсации этого момента – разрешается пользоваться собственными конспектами лекций, учебного пособия и первоисточников на практических занятиях (п\з), при сдаче тестов на зачёте и экзамене. При ответе на п\з и сдаче тестов нельзя пользоваться учебным пособием! Тесты составлены на основе текста учебного пособия, вопросов к п/з и вопросов, разбираемых на лекциях. Пример: главным критерием прогресса в УИ является: А – рост организационной сложности; В – более высокая устойчивость к факторам среды; С – новое качество информационного моделирования; D – более эффективный способ использования энергии. Один из вариантов правильный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: