Задача № 8. В препарате железы выводной проток разветвлен, концевые отделы в форме мешочков и трубочек

В препарате железы выводной проток разветвлен, концевые отделы в форме мешочков и трубочек.

1. Чем образован выводной проток, какую функцию он выполняет?

2. Каково название и функция клеток концевого отдела?

3. К какому типу желез относится данная железа?

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия (ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Мышечные ткани. Гистофизиология гладкой, скелетной и сердечной мышечных тканей. Источники развития. Морфофункциональная характеристика, регенерация. Механизм мышечного сокращения. Возрастные особенности», см. методические указания для обучающихся № 2 к внеаудиторной работе).

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем,

предлагаемых кафедрой:

1.Темы рефератов:

1.1. Виды клеточных дифферонов в эпидермисе, их функция и особенности строения.

1.2. Развитие различных видов эпителия.

1.3. Регенерационная способность эпителиальных тканей.

1.4. Процесс ороговения многослойного эпителия.

2. Реставрация и изготовление учебных гистологических препаратов.

Занятие № 10

Тема: «Мышечные ткани. Гистофизиология гладкой, скелетной и сердечной мышечных тканей. Источники развития. Морфофункциональная характеристика, регенерация. Механизм мышечного сокращения. Возрастные особенности».

2. Форма организации занятия: практическое занятие.

3. Значение изучения темы. С мышечными тканями связаны разнообразные формы движения организма и его функции: передвижение тела в пространстве, сердечные сокращения и передвижение крови по сосудам, передвижение пищевых масс по кишечнику, мочеиспускание, роды и др.

Кроме того, мышечные ткани депонируют энергетический материал: при нарушении структуры и функции мышечных тканей возникают тяжелые заболевания. Это делает необходимым подробное изучение мышечных тканей будущим врачом.

4. Цель обучения:

- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК):

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).

- учебная:

знать классификацию, морфофункциональную характеристику гладкой, поперечно-полосатой скелетной и сердечной мышечных тканей,

уметь определять в препаратах мышечные ткани в соответствии с их классификацией,

владеть медико-аналитическим понятийным аппаратом, навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов: нитевидные сосочки языка, сердечная мышечная ткань (миокард), гладкая мышечная ткань мочевого пузыря.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний:

Тестовые задания по теме:

(Выбрать один правильный ответ).

60. ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ СКЕЛЕТНОЙ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ:

1) мезенхима

2) миотом

3) висцеральный листок спланхнотома

4) энтодерма

61. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ГЛАДКОЙ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ:

1) миосимпласт

2) эндомизий

3) миоцит

4) синцитий

62. РЕГЕНЕРАЦИЯ СЕРДЕЧНОЙ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ ПРОИСХОДИТ ЗА СЧЕТ:

1) размножения и дифференцировки камбиальных клеток

2) дефект замещается соединительной тканью

3) митотического деления кардиомиоцитов

4) дифференцировки кардиомиоцитов из миофибробластов

63. МИКРОФИЛАМЕНТЫ, ИЗ КОТОРЫХ СОСТОИТ I - ДИСК В САРКОМЕРЕ:

1) актиновые

2) кератиновые

3) миозиновые

4) тубулиновые

64. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА СЕРДЕЧНОЙ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ:

1) синцитий

2) мышечное волокно

3) кардиомиоцит

4) миоцит

65. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА СКЕЛЕТНОЙ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ:

1) синцитий

2) миоцит

3) мышечное волокно

4) миотом

66. ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ СЕРДЕЧНОЙ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ:

1) миотом

2) миоэпикардиальная пластинка висцерального листка спланхнотома

3) мезенхима

4) эктодерма

67. КЛЕТКА, ОБЛАДАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬЮ СОКРАЩЕНИЯ В СЕРДЕЧНОЙ ПОПЕРЕЧНОПОЛОСАТОЙ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ:

1) гладкий миоцит

2) типичный кардиомиоцит

3) переходная клетка

4) атипичный кардиомиоцит

68. КЛЕТКИ, ОТВЕЧАЮЩИЕ ЗА РЕГЕНЕРАЦИЮ В МЫШЕЧНОМ ВОЛОКНЕ:

1) клетки эндомизия

2) кардиомиоциты

3) миосателлиты

4) фибробласты

69. ФОРМУЛА САРКОМЕРА:

1) 1/2 i+1а+1/2 i

2) 1/2а+1 i+1/2а

3) 1а+1/2 i+1а

4) 1а+1 i+1а

5.2. Основные понятия и положения темы:

1. Диск анизотропный (полоска А)

2. Диск вставочный

3. Диск изотропный (полоска I)

4. Миосателлитоцит

5. Миофиламент

6. Миоцит гладкий

7. Миоцит сердечный (кардиомиоцит)

8. Мышечная ткань гладкая

9. Мышечная ткань поперечно-полосатая сердечная

10. Мышечная ткань поперечно - полосатая скелетная

11. Мышечное волокно

12. Перимизий

13. Поперечная трубочка

14. Сарколемма

15. Телофрагма (линия Z)

16. Триада

17. Эндомизий

18. Эндоплазматическая (цитоплазмати-полосатая сердечная цитоплазматическая) сеть агранулярная

19. Эпимизий

Используя материал учебника, лекционный материал, следует изучить классификацию мышечных тканей: генетическую и морфофункциональную; запомнить из какой эмбриональной закладки развиваются все 5 видов мышечных тканей, и где они находятся. Нужно иметь представление о гладкой мышечной ткани, ее строении, структурной единице гладкой мышечной ткани – миоците, так же иметь представление о специальных органоидах гладкой мышечной ткани, о формировании пучков из гладкомышечных клеток, о способности миоцитов к регенерации.

Поперечно-полосатая (скелетная) мышечная ткань развивается из мио-тома сомита. Структурной единицей этой ткани является мышечное волокно - миосимпласт. Необходимо усвоить, что миосимпласт - это неклеточная структура цилиндрической формы, содержащая большой объем цитоплазмы с большим количеством ядер, расположенных по периферии волокна. Содержимое волокна в виде схемы. Вам необходимо запомнить строение каждого из образований и знать их названия: саркоплазма, сарколемма, оболочка симпласта (цитолемма + базальная мембрана), Т - системы. Подробно разобрать строение и функцию специальных органоидов - миофибрилл, можно пользуясь графом №5. Знать что такое саркомер, его строение, формулу (1/2J+1A+1/2J), уметь объяснить.

Сердечная поперечно - полосатая мышечная ткань развивается из миоэпикардиальной пластинки (симметричные участки висцерального листка спланхнотома). Кардиомиоциты, соединяясь друг с другом конец в конец, образуют функциональные волокна, а в области контакта кардиомиоцитов формируются вставочные пластинки. Подробно графически изображено содержимое волокна: ядра, общие органоиды, специальные органоиды, цитолемма и образования, которые она формирует (Т -трубочки, интердигитация, триады).

Необходимо запомнить, что структурной и функциональной единицей миофибрилл является саркомер, состоящего из актина и миозина. Формула саркомера 1/2J+1A+1/2J. Саркомер имеет протяжённость от оси Z (телофрагма) до Z и образован актиновыми и миозиновыми волокнами, ле­жащими в определённом порядке. На схеме гистофизиологии сокращения показано: в расслабленном состоянии в канальцах агранулярной ЭПС накап­ливается Са2+, потенциал действия распространяется по цитолемме и Т -трубочкам, вызывает освобождение Са2+, который поступает к миофибрил-лам. Са + взаимодействует с регуляторными белками тропонином и тропо-миозином. После чего актиновые и миозиновые миофиламенты взаимодей­ствуют друг с другом и перемещаются навстречу друг другу.



5.3 Перечень практических умений по дисциплине:

Объект изучения Наименование практических умений
Препарат № 77. Нитевидные сосочки языка. Окраска: г.+э. Найти при малом увеличении и зарисовать при большом увеличении: 1. Продольный срез мышечного волокна. 2. Поперечный срез мышечного волокна. 3. Сарколемму мышечного волокна. 4. Саркоплазму мышечного волокна. 5. Ядра миосимпласта мышечного волокна. 6. Поперечную исчерченность. 7. Эндомизий. 8. Перимизий.
Препарат № 66. Миокард. Окраска: железным гематоксилином. Найти, зарисовать при большом увеличении цепочки кардиомиоцитов и обозначить: 1. Плазмолемму кардиомиоцита. 2. Ядро кардиомиоцита. 3. Цитоплазму кардиомиоцита. 4. Поперечную исчерченность миофибрилл. 5. Вставочный диск. 6. Прослойку рыхлой соединительной ткани. 7. Анастомоз.
Препарат № 123. Мочевой пузырь. Окраска: г.+э. Найти при малом увеличении и зарисовать при большом увеличении: 1. Продольный срез миоцита. 2. Поперечный срез миоцита. 3. Плазмолемму миоцита. 4. Цитоплазму миоцита. 5. Ядро миоцита. 6. Эндомизий. 7. Перимизий.

5.4. Итоговый контроль знаний:

-ответы на вопросы.

1. Классификация мышечных тканей.

2. Эмбриональные источники развития мышечных тканей.

3. Местоположение мышечных тканей в организме согласно классификации.

4. Что является структурно-функциональной единицей:

а) поперечно-полосатой мышечной ткани?

б) сердечной мышечной ткани?

в) гладкой мышечной ткани?

5. Структурно-функциональная характеристика гладкого миоцита.

6. Характеристика структурно-функциональной единицы скелетной поперечно-полосатой мышечной ткани.

7. Характеристика структурно-функциональной единицы сердечной мышечной ткани.

8. Взаимосвязь, взаимоотношение соседних кардиомиоцитов.

9. Типы кардиомиоцитов. Характеристика атипичного кардиомиоцита.

10. Функция атипичных кардиомиоцитов.

11. Каковы особенности ультрамикроскопического строения миофибриллы в гладкой и исчерченной мышечных тканях?

12. Что такое саркомер?

13. Какова формула саркомера?

14. Что представляет собой сарколемма?

15. Чем представлена система Т-трубочек?

16. Строение мышцы как органа.

17. За счет каких элементов происходит регенерация мышечных тканей, где они располагаются?

-решение ситуационных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: