Становление и развитие семейной психотерапии

Психология семьи является областью психологии, охватывающей изучение семьи и воздействие на неё с целью профилактики или психокоррекции.

Будучи областью психотерапии, т.е. системы «терапевтического воздействия на психику и через психику» (Карвасарсий Б.Д.), семейная психотерапия немедицинской модели включает: функционирование семьи в норме, виды семейных нарушений и их профилактику, влияние семьи на психическое и соматическое здоровье её членов, диагностику нарушений жизнедеятельности семьи, описание методов оказания помощи семье и условия их применения.

Возникновение теории и практики оказания помощи семье относят к 50-м годам ХХ века и обычно связывают с работами одного из её пионеров Н.Аккерманом (N.Ackerman). В 1958 году вышла его книга «Психодинамика семейной жизни», в которой он указал на необходимость изучения семьи при диагностировании проблемы у индивида и предложил воздействовать на неё с целью оказания помощи её члену. Следует отметить, что примерно в это же время вышли и другие книги с подобной идеей («Семейная психотерапия» А.Мидельфорда в 1957 году и др.).

В то же время следует отметить, что идеи, которые легли в основу семейной психотерапии, сформировались гораздо раньше. У. Тренкман еще в Х1Х веке сформулировал психиатрическую мысль о необходимости изучения семьи пациента и оказания воздействия на неё с целью оказания помощи больному. Психоанализ поставил семейные отношения клиента с родителями в центр рассмотрения и в особенностях этих взаимоотношений в раннем детстве специалист пытался найти ответ на вопрос о причинах возникновения проблем у него. Теория поля К.Левина получила свое развитие в семейно-психотерапевтической концепции одного из её представителей – О.Беке. Представители каждого психологического учения с неизбежностью выходили на семейные проблемы, предлагая свою интерпретацию этих проблем в рамках своих теорий и, соответственно, пути их решения:

  • Появление теории личности К.Роджерса привело к соответствующей теории семейной психотерапии;
  • Развитие бихевиористской теории личности и основывающейся на ней поведенческой психотерапии способствовало формированию поведенческой семейной психотерапии (Р.Вайс, Г.Патерсон и др.);
  • Исследования процессов межличностной коммуникации дали толчок возникновению коммуникативного анализа семьи (К.Вацлавик и др.)

В настоящее время существуют многочисленные школы семейной психотерапии – динамические, коммуникативные, поведенческие и другие, различающиеся теоретической ориентацией, трактовкой семьи и применяемыми методами.

В отечественной науке начало развития теории и практики оказания помощи семье связано с работами В.К.Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, Э.Г.Эйдемиллера и др.

Развитие данного направления практической психологии в нашей стране определяется рядом обстоятельств, основными среди которых являются:

  1. Признание авторитета и значения и ценности семьи для благополучного личного развития каждого человека.
  2. Наличие признанных богатых традиций оказания помощи семье и её членам в отечественной психиатрии (В.М.Бехтерев, П.Б.Ганнушкин, В.Н.Мясищев, Е.В.Сухарева и др.).
  3. Интенсивное освоение и развитие специалистами индивидуальных и групповых методов психокоррекционной работы, которые активно стали применяться при оказании помощи семье.
  4. Увеличение числа проблемных семей как институт наиболее чутко реагирующий на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе и, соответственно, нуждающихся в помощи.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: