Показания для изучения семьи и оказания ей социально-психологической помощи

Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворенным, начинается, как правило, после заявления одного из супругов, хотя иногда поводом для констанции серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названых причин.

Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных и инвалидов, специфичность положения беженцев и насилия над детьми и женщинами, а также многое другое. Задачи социального работника – оказать помощь таким семьям. При этом надо помнить, что социальному работнику предстоит иметь дело с различными типами семей, относящимися к культурным несхожим слоям с различными этническими и религиозными традициями, с максимально запутанными проблемами клиентов, с людьми социально ущемленными, фрустрированными.

Работа с любой семьей, а тем более конфликтной, в которой эмоциональный климат является неудовлетворительным, начинается, как правило, по заявлению одного из супругов, иногда по рекомендации социального педагога или детского врача, констатирующего отрицательные психологические последствия семейной напряженности для здоровья детей.

Учеными и практиками определены показания для оказания помощи семье, основными среди которых являются:

  • обращение членов семьи за помощью;
  • вид личностного нарушения у индивида, преодоление которого связано с необходимостью привлечения в коррекционный процесс его семьи;
  • наличие нарушений в семье (нарушения жизнедеятельности, острые семейные конфликты, нарушения коммуникации и др.), являющиеся источником травматизации личности членов семьи;
  • необходимость коррекции отношения членов семьи к заболеванию или личностному нарушению одного из членов семьи;
  • неудача в применении иных методов (индивидуальных), что вынуждает обращаться к столь трудным и сложным, как семейная психокррекционная работа;
  • взаимосвязь нарушений у членов семьи – выздоровление одного члена семьи вызывает появление нарушений у другого.

Необходимо также различить показания к изучению семьи, её диагностическому обследованию и показания к непосредственному оказанию помощи семье. Большинство показаний относятся к изучению семьи. И только результаты, полученные в ходе изучения позволяют окончательно специалисту принять решении о вмешательстве в семейную систему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: