Проблема форми в дизайні. Виявлення факторів та тенденції формоутворення – одне із завдань перед проектних досліджень

Этапом работы дизайнера над проектируемым изделием после технического задания на проектирование являются предпроектные исследования. Цель этого этапа – сбор всех необходимых для проектирования материалов.

Начинается работа с изучения технического задания на проектирование, в котором дается информация о назначении и принципиальном устройстве проектируемого объекта, о предъявляемых конструктивных, технологических и эргономических требованиях, особенностях и возможностях производственной базы требуемых связях с предметным окружением.

На стадии предпроектных исследований дизайнер проводит фотофиксацию и зарисовки, необходимые обмеры исходной ситуации или прототипа, хронометраж операций пользователя, строит специальные соматографические схемы, проводит опрос потребителей и многое другое. Кроме того, ведется патентный поиск, работа с архивами, библиотеками и информационными центрами по изучению аналогов и ознакомлению с передовым отечественным и зарубежным опытом в этой области.

Фор-эскиз и дизайн-концепция

В процессе предпроектных исследований уже появляются первые образы, смутные очертания формы будущего изделия. Однако эти первые идеи – композиционные, конструктивные, функционально-компоновочные, художественно-стилистические – начинают материализоваться лишь в процессе эскизирования – графического выражения замысла в эскизе, в рабочем макете.

Для сложных и особо ответственных объектов вводятся дополнительные стадии – фор-проект или дизайн-концепция. Первый предусматривает многовариантный графический и пластический поиск основной идеи проектируемого объекта, проводимый зачастую на конкурсной основе между отдельными группами дизайнеров.

Cвоеобразная “мозговая атака”. В результате фор-эскиза отбирается вариант (или варианты) для последующей проработки по отдельным аспектам: конструктивно-тех­нологическим, эргономическим, художественно-стилисти­ческим, функционально-компоновочным. Зачастую стадию фор-эскиза используют для получения материала, на основе которого затем составляют детальное техническое задание на эскизный проект.

В отличии от фор-эскиза, где для выражения идеи дизайнером используется главным образом арсенал тра­диционных графических и пластических средств, ди­зайн-концепция носит более абстрагированный характер. В ее задачи входит разработка обоснованных принципов формообразования проектируемого объекта, как правило, на научной основе. Поэтому, представляемые на стадии дизайн-концепции материалы наряду с традиционными изобразительными формами содержат различные схемы, графики, логические модели и т.п. материалы. И в работе над дизайн-концепцией работает, как правило, коллектив специалистов из различных областей смежных знаний. Концепция становится теоретической базой для последу­ющих проектных поисков и выполняется для особо слож­ных и ответственных объектов, не имеющих аналогов.

Проблемы формообразования всегда были в числе лидирующих художественных и проектных проблем в дизайне. Особенно они стали актуальны в конце XX века, в связи с появлением новых форм организации жизни общества, становлением новых идеалов общественного и художественного сознания. Это вызвало необходимость в разработке нового понимания, новых подходов к процессу формообразования в дизайне, отражающего целостное представление современного уровня развития визуальной культуры, особенностей образной интеграции научно-технических и социокультурных факторов/

Формообразующие импульсы в дизайн приходят из нескольких сфер: из социально-функциональной сферы (тип общества, потребительские группы, назначение вещи, вопросы престижности или, наоборот, демократичности: форма вещи определяется уровнем развития социума, его вкусами, привычками и т.д.); из художественной культуры и искусства (искусство снабжает дизайн формально-композиционными системами, представляет дизайну технологии моделирования, средства и приемы образной художественной выразительности.); из научно-технической сферы (технология, материалы, концепции ес-тествознания и техники, которые иногда становятся темой экспериментальных художественных работ).

Говоря об искусстве как факторе формообразования, Н.В. Воронов, Е.В.Жердев, А.Н. Лаврентьев, Н.С. Степанян, В.Ф. Колейчук, В.Т. Шимко, СО. Хан-Магомедов традиционно писали о композиции, средствах и приемах выразительности, творческих экспериментах. Авангард рассматривался как лаборатория дизайна. Вместе с тем, взаимосвязи в культуре и технике оказались намного сложнее, потому что составляющих формообразования значительно больше. В настоящее время - время «мультимедийное» -большую роль играет информация, творчество и восприятие как целостный акт. Тем самым, для исследования проблемы оказалось необходимым расширить поле исследования, привлечь более общие и фундаментальные концептуальные подходы, такие как: психология зрительного восприятия, си-нергетический подход, эволюционная эпистемология, понимание холизма как целостности теории процесса формообразования.

Исследование проблем формообразования в дизайне позволяет соединить, объединить анализ опыта предметно-художественного творчества, начиная с конца XIX века и кончая дизайнерскими работами последних лет. Оно дает возможность выявить универсальность закономерностей формообразования XX века в проектно-художествешюм, визуальном и технологическом аспектах.

За последние годы были разработаны оригинальные концепции философского и теоретического обоснования общих вопросов проектной культуры в работах О.И. Генисаретского, М.С. Кагана, К.М. Кантора, II.Н. Кирсановой, М.К.Коськова, И.П. Лукшина, В.И. Тасалова.

Методологические, культурологические, художественные проблемы дизайна отражают исследования В.Р. Аронова, Н.П. Бесчастнова, Н.В. Воронова, О.И. Генисаретского, М.Э. Гизе, В.Л. Глазычева, К.А. Кондратьевой, А.Н. Лаврентьева, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Сидориной, Н.К. Соловьева, М.В.Федорова, СО. Хан-Магомедова.

Значительное число работ посвящено истории становления и эволюции стилей дизайна, разработке теоретических и практических вопросов стиля, особенностям формообразования в пластических искусствах и перспектив их совершенствования. Это труды В.Г. Власова, Н.В. Воронова, А.А. Грашина, А.Е.Ефимова, В.Ф. Колейчука, М.А. Коника, А.Н. Лаврентьева, СИ. Серова, А. Соколова, Н.К. Соловьева, B.C. Турчина, Е.Н. Устюговой.

Во всех существующих концепциях в той или иной форме присутствует фактор формообразования, источник стилевых, художественных и композиционных идей. Фактор универсальный для многих областей деятельности, в том числе и дизайна.

В настоящее время, достаточно развиты общесистемный, кибернетический подходы, основанные на структурном, информационном описании процессов в живой и неживой природе, акцентирующие внимание на количественных и качественных характеристиках. Однако центральная часть, «некое причинное ядро», объясняющее динамику и ход развития формообразования, затрагивается в этих работах косвенно, не учитывая достижений современной науки.

Вместе с тем, современные научные достижения оперируют рядом новых направлений, теорий и методов анализа, позволяющих по-новому интерпретировать формообразующие процессы в искусстве и дизайне.

Наиболее продуктивным представляется рассмотрение проблем проектной культуры и формообразования с позиции нового философского направления - эволюционной эпистемологии и науки синергетики. Подобного исследования не проводилось.

Эволюционная эпистемология, в основе которой лежит тезис о взаимосвязи когнитивной, культурной, социальной и биологической эволюции, позволяет рассматривать эволюцию формообразующих факторов в дизайне с позиции эволюции искусства, нелинейности развития «мира природы» и «мира культуры».

В центре внимания новой научной парадигмы - синергетики (научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах) - представление о формообразовании даётся как о процессе самоорганизации. В этой связи синергетическое видение динамики эволюции искусства, в том числе и эволюции формообразующих факторов в дизайне, акцентирует внимание на трех идеях: принципиальной открытости искусства как системы, нелинейности и самоорганизации. Синергетика с современных научных позиций дает объяснения, каким образом и где создаются условия для возникновения ранее неизвестных качественно новых организаций и эффектов.

Это метод позволяет модернизировать современное понимание возникновения новых форм, посредством взаимодействия их составляющих, посредством перехода от информационного беспорядка к информационному порядку. Синергетика вводит в научный оборот свой собственный язык и новые понятия, такие как аттракторы (аттракция - притяжение, близко к понятию цель, как направленность поиска конечной структуры, формы), бифуркации (точка ветвления путей развития поиска формы, структуры системы), фракталы (геометрические структуры, обладающее свойством самоподобия, инвариантностью, т.е. малый фрагмент формы подобен более крупному или форме в целом), хаос (состояние системы, характеризующееся отсутствием упорядоченности, равновесности, движения ее элементов), нелинейность (возможность неожиданных изменений направления образования форм) и т.д.

Сегодняшняя реальность уже создала множество нестандартных морфологии с помощью «холистической разработки», т.е. целостного подхода к изменению стилистики предметной среды. Однако, современные исследователи, искусствоведы, ведущие специалисты и многочисленные выставки дизайна, отмечают весьма активное и противоречивое его развитие, проявляющееся в том, что дизайн - это необходимость и реальность, это искусство компромисса, и в то же время - «фантасмагория»: калейдоскоп художественных возможностей и проектных подходов, амбиции проектантов и законы рынка, пересечение, нередко и слияние всех существующих на сегодня областей и жанров дизайна - от промышленного до моды, одежды и средств коммуникации.

Из вышеизложенного следует, что исследование искусства как формообразующего фактора в дизайне в настоящее время весьма актуально, в связи с чем основной проблемой является разработка научных основ для создания базы теории формообразования в дизайне. Эта теория должна включать в себя систему идей, опирающуюся на современное научное знание, дающее целостное представление о закономерностях изменения форм, существенных связях стилей в искусстве, этапов развития дизайна, подтвержденных законами природы и проектной практикой как критериями истинности. Она дает представление о путях развития форм среды обитания, деятельности и совершенствования человека.

Любая программа проектирования является необходимым, но недостаточным условием. Дизайнер должен всегда и во всем быть художником, должен не подменять творческую интуицию математически строгим анализом, а в границах возможного сочетать то и другое. Анализ— сильное средство, но только в том случае, когда он является органической частью творческого процесса, в основе которого лежит широта научного и эстетического кругозора и смелость.

Дизайн неотрывно связан с проблематикой борьбы со штампом мышления, реально существующим препятствием в конструировании, как и во всяком творческом процессе. Штамп заставляет конструктора следовать установившейся схеме, не позволяет поставить под сомнение самую потребность в какой-то вещи, «естественность», «незаменимость» привычного конструктивного решения. Нам есть у кого учиться смелости, парадоксальности конструктивного мышления, мы должны критически относиться к работам мастеров первой четверти века и еще более критически к их высказываниям, но относиться критически — значит изучать, а не игнорировать (последнее слишком дорого приходится оплачивать впоследствии).

Дизайн как творческий процесс всегда будет опираться на интуицию и смелость замысла, но интуиция и смелость должны базироваться на глубоких и универсальных знаниях, соответствующих современному этапу социального, технического и культурного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: