Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

Взятый курс на формирование правового государства, реализацию правовой реформы, более полное осуществление самоуправления народа, демократизацию управления ставит новые задачи по укреплению законности и дисциплины в нашем государстве. Первостепенное значение должно уделяться вопросам правовой защиты личности, упорядочения гарантий осуществления политических, экономических, социальных прав и свобод людей. В связи с этим государство должно надежно обеспечивать законность и дисциплину в деятельности органов государственного управления.

Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении достигается в процессе повседневной деятельности государственных органов и находит свое выражение в пресечении малейших нарушений закона и дисциплины; принятии мер по ликвидации причин и условий, их порождающих; восстановлении прав и законных интересов граждан, общественных организаций; наказании лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины; в создании атмосферы неотвратимости ответственности за нарушение требований законности и дисциплины. Все разновидности правовых санкций призваны гарантировать исполнение закона, осуществлять общую и частную превенцию правонарушений.

В целях обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении создан и действует особый государственно-правовой механизм, состоящий из двух основных элементов – организационно-структурных формирований и организационно-правовых методов. В организационно-структурные формирования включается значительное число различных государственных органов, деятельность которых в разной степени связана с обеспечением законности и дисциплины.

Деятельности по обеспечению законности в государственном управлении придается государственно-правовой характер, а органы, ее осуществляющие, наделяются государственно-властными полномочиями.

Применяемые ими различные организационно-правовые методы, практические приемы, операции, формы работы обобщенно называютсяспособами обеспечения законности. В зависимости от содержания, характера применения, юридических последствий в государственном управлении различаютследующие способы обеспечения законности: контроль и надзор.

Контроль – необходимое условие поддержания дисциплины, законности, порядка и организованности, охраны свобод и соблюдения прав граждан в процессе деятельности государства, его важнейшей части (исходя из принципа разделения властей) – аппарата государственного управления, в общественной жизни.

Контроль – понятие многогранное. В тех случаях, когда речь идет о контроле, не связанном с каждым отдельным решением, он рассматривается как вид деятельности, выступает в качестве функции управления. Когда же контроль рассматривают применительно к каждому конкретно принятому решению, его обычно называют стадией управленческого цикла. Поскольку контроль выступает не в изолированном виде, а осуществляется с учетом содержания конкретной деятельности, его объем, формы и методы проведения дифференцируются в зависимости от специфики сфер и отраслей управления, места субъекта, осуществляющего контроль, в системе государственной организации или механизма государственного управления.

В сфере государственного управления больше, чем в какой-либо иной области общественной деятельности, контроль отличают многосторонность и разнохарактерность, позволяющие компетентным органам судить о соответствии результатов деятельности аппарата управления в целом, отдельных органов управления разных уровней, их структурных подразделений и работников стоящим перед ними задачам, возложенным служебным обязанностям.

Эффективный контроль позволяет судить о фактическом положении дел, о том, как реализуются законы в отраслях управления, насколько эффективны подзаконные акты, издаваемые органами государственного управления. Органы контроля интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все предоставленные ему полномочия.

Таким образом, контроль–это метод деятельности органов государственного управления, заключающийся в проверке фактического исполнения закона, а также путей и средств его выполнения. В процессе контроля проверке подлежит не только законность, но и целесообразность выполняемой деятельности. Важной особенностью контроля является возможность применения по его итогам самых разнообразных правовых мер, как положительного (поощрение, стимулирование), так и отрицательного характера (административное и дисциплинарное принуждение, привлечение к ответственности и т.п.). Осуществление контроля допускает возможность оперативного вмешательства в деятельность подконтрольных физических и юридических лиц.

В зависимости от того, на какой стадии деятельности контрольного объекта проводится проверка, различают контроль предварительный(превентивный), текущий и последующий.

Исходя из организационной взаимосвязи контролирующего и подконтрольного объектов, можно говорить о внутреннем (внутриведомственном) и внешнем (надведомственном) контроле.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, и характера их полномочий можно выделить:

· контроль Президента Республики Беларусь;

· контроль органов представительной (законодательной власти);

· контроль органов государственного управления;

· контроль органов судебной власти.

Читайте также:

Начало административного процесса

Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении

Религиозные объединения

Понятие органа государственного управления

Права и обязанности заинтересованных лиц

Вернуться в оглавление: Административное право Беларусии


double arrow
Сейчас читают про: