Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Архитектура эпохи феодализма

Собор Святой Софии, Константинополь

Католикон, Великая Лавра, Афон - яркий пример крестово-купольного храма

 

В эпоху феодализма архитектура развивается на основе более дифференцированного разделения труда. Труд рабов сменяется деятельностью ремесленников - профессионалов. При феодализме область распространения монументальной архитектуры значительно расширяется, охватывая Европу, Азию, большую часть Африки, часть Америки. Однако неравномерность развития, влияние местных условий и традиций на архитектуру эпохи феодализма производили более значительное влияние, чем на архитектуру рабовласничьких цивилизаций.

Феодальные войны вынуждали к широкому развитию фортификационных сооружений, защищавших города и др. европейских стран), Средней Азии и Закавказья (российские Кремль и монастыри-крепости).

Архитектура Византии

Идеологическое господство религии дало толчок широкому строительству культовых сооружений. Новой задачей, которую решила архитектура Византии, было формирование внутреннего пространства христианских храмов, способных вмещать тысячи паломников, а также создание в них особой среды.

Наряду с унаследованными от Рима типами базилики и центрично- купольными зданиями формировались купольные базилики и крестово-купольные храмы. Сферические купола сочетались с прямоугольной в плане системой опор. Конструкция получала ясное выражение в архитектурной форме крестово-купольных храмов. Архитектура Византии оказала широкое влияние на зодчество славянских государств и Древней Руси.

Выдающиеся сооружения

  • Собор Святой Софии в Константинополе
  • Базилика Сант-Аполлинарий-Нуово, г. Равенна, Италия
  • Монастыри Святого Афона
  • Ротонда Святого Георгия, Салоники, Греция.

 

Архитектура феодального Востока

Тадж Махал, Индия

Ангкор-Ват, Камбоджа

 

В развитие архитектуры эпохи феодализма большой вклад внесли народы арабского Востока. Крупными центрами феодальной культуры были города Сережньои Азии - Бухара, Мера, Термез, Хива, Самарканд. Их монументальные здания - крытые рынки, караван-сараи, медресе, купольные мечети и мавзолеи - возводились из обожженного кирпича с широким использованием в облицовке, так называемой, керамической резной мозаики (ансамбли Шахи-Зинда и площади Регистан, мавзолей Гур-Эмир - в Самарканде ). Четкая симметрия композиции выделяла крупные торговые и культовые сооружения среди живописных кварталов низких глинобитных или сырцовых жилых построек.

Многообразие архитектурных типов отличает архитектуру феодальной Индии. Стремление к конкретности художественных образов, поклонение буйной тропической природе породили исключительную пластичность монументальных сооружений, ее сближение со скульптурной пластикой. Под влиянием индийской архитектуры формировалась архитектура всей Юго-Восточной Азии ( Индонезии, Цейлона, стран Индокитайского полуострова).

В архитектуре Китая регулярность планировки городов дополнялась строгой симметрией организации пространства здании, оси которых ориентировались по сторонам света. Геометрическая правильность тонко сочеталась с использованием природных особенностей местности. Устойчиво-балочные деревянные каркасы служили конструктивной основой жилых домов. Каркас заполнялся кирпичом или легкими деревянными ограждениями с решетками, заменявшие окна. Легкость жилье контрастировали с монументальной дворцовых, культовых и фортификационных сооружений. Под влиянием архитектуры Китая долгое время находилась японская архитектура, где деревянные каркасные конструкции были доведены до высокого художественного совершенства. Для архитектуры Китая и Японии характерно умелое использование естественного и формирование искусственного ландшафта.

Выдающиеся сооружения

  • Тадж Махал, Индия
  • «Запретный город» и «Храм неба» в Пекине
  • Железная пагода в городе Кейфен, Китай, построена 1049 г.
  • храмовый комплекс Ангкор-Ват, Камбоджа (12 век)
  • медресе на площади Регистан, (15 - 17 века) и мавзолей Гур-Эмир, Самарканд
  • мечеть аль-Азхар в Каире, (10 век)
  • дворец Альгамбра, (13-14 века)
  • храм Свете-Цховели в г. Мцхете (11 век) архитектора Арсукисдзе • Ширваншахов дворец в Баку, (16 - 17 века).

 

Европейская средневековая архитектура

Пизанская башня и собор

 

В странах Западной и Центральной Европы с возрождением городов в конце 10 века начинает развиваться тип каменного жилого дома в два-три этажа с мастерскими и лавками, традиционно размещались на первом этаже. Складывается архитектура романского стиля. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства является, Меровингской искусства, культуры «каролингского возрождения», а также искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока ). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль стал первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. В культовой архитектуре появляются монастырские комплексы с замкнутыми дворами, окруженным аркадами ( клуатр ), массивные тяжелые храмы базиликального типа. В 12 веке впервые для декорирования фасадов церквей используют скульптурные изображения. Самым замечательным творением романской монументальной пластики являются гигантские рельефные композиции над порталами храмов. Сюжетами чаще были грозные пророчества Апокалипсиса и страшного суда.

Кельнский собор

Во второй половине 12 века в Франции зародилась архитектура готики, отразив наиболее высокий этап развития производительных сил феодального общества и усиление городов, с которым связано возникновение новых типов общественных зданий ( ратуши, дома ремесленных цехов и гильдий). Массивные конструкции заменила каркасная система, в которой с предельной рациональности используется материал. Освобождается пространство интерьера, который получает активное развитие по вертикали (соборы в Париже, Реймсе и Амьени - во Франции, в Фрейбурге и Кельне - в Германии; в Кентербери - в Великобритании; в Бургос - в Испании, в Праге (Чехия ), Кракове (Польша)). В жилищном строительстве наряду с каменными конструкциями применяется фахверк - деревянный каркас, заполненный кирпичом или камнем. Готика - это прежде всего характерно устремление сооружения вверх, в частности за счет острых стрельчатых шпилей, это также широкое использование витражей, это многочисленные арки, богатство скульптуры, отделка. Такие элементы придают готическим сооружениям динамичности, величия.

Выдающиеся сооружения

  • Готический Кельнский собор в Германии (13 век)
  • готический Собор Парижской Богоматери в Париже, Франция (12 век)
  • романский Бамбергский собор, Бамберг, Германия
  • Пизанский собо и частично Пизанская башня (романские), Пиза, Италия.

 

Русская средневековая архитектура

София Киевская

Храм Василия Блаженного

 

С 10 века начинается развитие монументальной архитектуры древней Руси, в крупных городах возводятся грандиозные сооружения - Софийский собор в Киеве, собор Святой Софии в Новгороде, Полоцке и других городах. В период феодальной раздробленности ( 12 - 14 века ) образуются архитектурные школы отдельных земель: Приднепровье ( Пятницкая церковь в Чернигове, 12 - 13 века ), Владимиро-Суздальская ( Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли, 12 век), Новгородская и др..

Специфический характер архитектуры региональных древнерусских школ определялся местными социальными особенностями, строительными традициями. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества характеризуется багататством пластики белокаменных сооружений (дворцовый ансамбль в Боголюбове, Успенский и Димитриивский соборы в Владимире ). Архитектуре Новгорода присущ суровый лаконизм величественных форм (Георгиевский собор Юрьева монастыря), непринужденно живописны асимметрично изложены здания Пскова. Архитектура Древней Руси поражает своей правдивостью, ясным выявлением конструкции и пространственной организации здания в его виде. После перерыва в архитектурном развитии 1240 - 1290 гг, вызванной монголо-татарским нашествием, главными архитектурными центрами становятся Новгород, Псков, Москва, своеобразно развивающие древнерусские традиции.

На основе древнерусского зодчества в 14-16 веках на территории современной Украины формируются и развиваются: украинская архитектура (Покровский собор в Харькове, 17 века, ансамбль Львовского братства, 16 - 17 века ); москвинська, впоследствии, - русская архитектура ( Московский Кремль, 15 века, Василия Блаженного храм в Москве, 16 века, Вознесения церковь в Коломенском, 16 век ); и белорусская архитектура (замок в Мире, 15 век ).

С объединением русских земель под властью Москвы складывается единая русская архитектурная школа. Ансамбль Московского Кремля явился прообразом для кремлей других городов и послужил ядром радиально-кольцевой структуры растущей Москвы. Яркая своеобразие присуще типа шатровых храмов-башен, сложившийся в 16 веке (церковь Вознесения в с. Коломенском, ныне в черте Москвы). Для русской архитектуры 17 века характерны многообразие форм, праздничная живописность. Наряду с каменной архитектурой большое место занимало деревянное зодчество, достигшее в 17-18 вв. высокого совершенства (церкви Преображенская в Кижах, Успенская в с. Кондопога и др.).





 

Читайте также:

Бабинец

Флигель

Нормы строительства жилого дома

Архитектура Возрождения

Пальметты

Вернуться в оглавление: Архитектура

Просмотров: 6554

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.205.106.138