Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации


Готика

Готика ( ит. gotico, были немецкого происхождения племени готов). Готический стиль - это художественный стиль, оказался заключительным этапом в развитии средних веков культуры стран Западной Европы (между серединой XII и XVI веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».

 

Происхождение (История) Готики

Готическая роза собора в Тронхейме, Норвегия

 

Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине XII в. и достигла расцвета в первой половине XIII в.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под ее эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

 

Стиль готики

Известно, что готический художественный стиль, определился в своих типичных чертах во время развития западноевропейской средневековой художественной культуры. Беря начало в середине XII в. в северных и центральных областях Франции на территории Иль де Франса, он получил общеевропейское распространение и прошел ряд самостоятельных этапов эволюции и национальных версий.

Расцвет средневековой художественной культуры возникли на базе интенсивного социального движения широких народных масс, которые вызвали еще задолго до формирования искусства мощные идеологические течения. Художественная культура уходит корнями непосредственно к самодеятельной практики социального низа. Таким образом, стремление личности на внимание к себе подготовило основу для появления новых форм и способов самовыражения в художественной культуре.

С ростом численности городов и возвышением роли, которую они играли, росла потребность в новых формах организации труда.Ремесленники в городах объединялись в союзы и цеха. Укрепление городских ремесел способствовало формированию городской культуры.

Во многих городах на базе церковных и приходских школ возникали университеты, как новые формы культурно-просветительских учреждений. Они способствовали развитию образованности и постепенно меняли мышление средневекового человека. Усиливается дух рационализма, дух любознательности, устанавливается тенденция к исследованию нового. Росла индивидуализация мироощущения каждой личности. Постепенно университеты превратились в своеобразные интеллектуальные центры.

  • Собор Парижской Богоматери

  • Собор в Шартре, Франция

  •  
  • Реймский собор, Франция


Готические стили в архитектурном искусстве

Отверстие для ключа и ручка.Город Монс, Бельгия.

Любек, Германия, готические голштинской ворота.

Реймский собор, южный фасад.

Венец часовен, собор Св. Реми, Реймс.

 

Для готики характерны символико-аллегорический тип отображения. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий.

Особое место в искусстве готики западноевропейских стран занимал городской собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптурыи живописи (преимущественно витражей ). Несравним пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонические системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура, преимущественно замковая и фортификационное.

Городские архитектурные ансамбли западноевропейских стран включали культовые и светские здания, крепости, мосты, колодцы.

Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трехэтажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с багатоприкрашенимы проездными башнями. Замки феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений.

Обычно в центре города западноевропейских стран, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием как церковного, да и городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан.

Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн ) и стрельчатых арок, опирающихся на них.

Структура здания складывается из прямоугольных ячеек ( травей ), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.

Храм в готическом стиле. Схема

Боковой распор свода главного нефа (или нави) передается с помощью опорных арок ( аркбутанов ) на наружные столбы - контрфорсы.Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение легкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.

Во Франции каменные готические соборы - получили свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора ( «деамбулатория» ), к которому примыкают радиальные часовни («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер обычно озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, ускоренным ритмом аркад верхней галереи (трифория ). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности и величия храмового пространства.

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали - узорные вимперги, фиалы, Краббе и т.д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанахпорталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие достижения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворенной красотой, искренностью и благородством.





 

Читайте также:

Патио

Архитектура Древнего Рима

Брандмауэр

Романский стиль в архитектуре

Архитектура из цветов

Вернуться в оглавление: Архитектура

Просмотров: 4611

 
 

54.162.132.79 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.